События и комментарии экспертов фонда

  |  18 декабря, 2012   |   Читать на сайте издания

Операция «Возвращение»

«Выборы в Госдуму – вовсе не прогулка по пленэру с гарантированным фуршетом в конце» - считает руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин.

 

"За последнее время Минюст РФ зарегистрировал около 40 новых политических партий. «Как новички выживут в этом «первичном бульоне» вопрос весьма проблематичный. Внимание избирателя не всеобъемлюще», - пишет руководитель Фонда развития гражданского общества в «Независимой газете». Впрочем, новые политические послабления, о которых заговорил Кремль, возможно, повысят шансы выживаемости новых партий: 1.) возвращение голосования по одномандатным округам, 2.) возвращение возможности для партий и движений формировать на выборах блоки. Ведь именно благодаря избирательным блокам появились на свет такие монстры как «Выбор России» (1993 г.), оппозиционный блок «Явлинский–Болдырев–Лукин»/ «ЯБЛоко» (1993 г.), «Отечество – Вся Россия»/ОВР (1999 год), «Союз правых сил»/СПС (1999 г.)

Дверь в политику

«В ежегодном Послании Федеральному собранию президент Владимир Путин сказал: «Политическая конкуренция – это безусловное благо для страны». И предложил меры, которые должны эту конкуренцию обеспечить. В первую очередь за счёт стимулирования развития новых партий. И не только. Речь идет о возвращении голосования по одномандатным округам и возможности для партий и движений формировать на выборах блоки.

FLB: Возвращение выборов по одномандатным округам

Состоявшиеся за последний год выборы показали, что пока никто даже из давно существующих партийных «системных» игроков (за исключением «Единой России» и КПРФ) не может похвастаться стабильной любовью избирателя. Что уж тут говорить о новых партиях, для которых преодоление даже пониженного барьера на выборы в Госдуму (напомню, сейчас он уже не 7, а всего 5%) – вовсе не прогулка по пленэру с гарантированным фуршетом в конце. Участие новичков, которых только сейчас уже 40, делает выживаемость в этом «первичном бульоне» для политических сил делом весьма проблематичным. Внимание избирателя не всеобъемлюще.

Таким образом, возвращение выборов по одномандатным округам – это серьезный шанс для новых партий, представляющих самый различный политический спектр. И конечно, для тех, кого еще недавно называли оппозицией «несистемной». Потому что в ее рядах можно легко найти достаточное количество людей, которые умеют такие выборы выигрывать. Достаточно вспомнить Владимира Рыжкова (уже бесповоротно и окончательно избавившегося от приставки «младший») или Геннадия Гудкова (которого до его выхода на Болотную многие уже распознавали исключительно как Гудкова-старшего).

Можно, конечно, возразить, что «приз» сомнителен и в парламенте пара-тройка депутатов в условиях доминирования партий-гигантов «ничего не решает». Но история доказывает обратное: в Государственной Думе III созыва фракция «Народный депутат», сформированная исключительно из одномандатников, сумела стать одной из самых влиятельных. Более того, наличие фракции в Государственной Думе существенно облегчило «нардепам» формирование всероссийского движения, а затем и партии. Так что приз-то как раз есть.

FLB: Формирование политических блоков

Вторая мера, направленная на стимулирование партстроительства, – это формирование политических блоков во время избирательных кампаний. В Послании президент призвал обсудить такую возможность. В реальности эта мера позволит малым партиям за счёт создания коалиций не только разово попадать во власть, но и создаст основу для появления новых мощных партийных игроков.

Это утверждение легко подтвердить примерами. Так, в 1993 году избирательный блок «Выбор России» сумел набрать на парламентских выборах 15,51% голосов. Спустя год большинство членов этой фракции вошло в движение «Демократический выбор России» (ДВР). В тех же выборах участвовал оппозиционный блок «Явлинский–Болдырев–Лукин», также именовавшийся «ЯБЛоком». Блок смог преодолеть барьер на выборах и получил 7,89% голосов, заняв шестое место. А уже в 1995 году на базе думской фракции блока было создано объединение «Яблоко», которое в дальнейшем трансформировалось в одноименную партию. Одним из самых успешных примеров политических объединений стал блок «Отечество – Вся Россия» (ОВР), набравший на выборах 1999 года 13,33%. Спустя год большинство членов фракции ОВР влились в «Единую Россию». На тех же выборах четвертое место досталось блоку «Союз правых сил», на базе которого позднее была сформирована партия СПС.

Предложенные президентом меры – хороший практический ответ всем критикам, говорящим об «опрощении» политической системы. Как известно, именно конкуренция между партиями является одним из главных элементов демократической политической модели. Согласно определению профессора Йельского университета в США, одного из основоположников теории современной демократии Роберта Алана Даля, идеал демократии предъявляет крайне высокие требования прежде всего к качеству народного представительства во власти. А основным критерием эффективности демократии является не что иное, как уровень политической конкуренции, особенно проявляющейся на свободных выборах.

FLB: Перезагрузка региональной политической элиты

Ну и в-третьих, возвращение выборов по одномандатным округам имеет и крайне важный региональный аспект. Очевидно, что в новом избирательном цикле произойдет перезагрузка региональной политической элиты – за счет появления в субъектах политиков федерального уровня, имеющих местную прописку. Это позволит в том числе существенно расширить скамейку запасных на губернаторских выборах.

Главным образом, эта скамейка нужна для того, чтобы за счет конкуренции повысить качество государственного управления в регионах. Именно из одномандатников зачастую получались губернаторы, причем некоторые из них становились настоящими российскими политическими тяжеловесами. Достаточно вспомнить нынешнего руководителя Краснодарского края Александра Ткачева, который еще в 1995 году был избран депутатом от Тихорецкого избирательного округа, а уже в 1996-м впервые баллотировался на пост губернатора. И в 2000-м избран главой администрации края. Не менее яркий пример – глава Марий Эл Леонид Маркелов, который в то же время, что и Ткачев, сначала стал депутатом, а потом принимал участие в выборах главы республики и в итоге её возглавил.

И это не исключения, а скорее тенденция. Давайте вспомним, кого, как правило, на губернаторских выборах до 2005 года считали основными кандидатами? Конечно, в первую очередь – сам действующий губернатор. Потом – руководитель законодательного органа субъекта. Иногда – мэр областного административного центра. И обязательно – депутаты-одномандатники. Особенно сильно это проявлялось в тех регионах, где вся территория и составляла, по сути, один избирательный госдумовский округ. Скажем, в Псковской, Орловской, Костромской областях и т.д. Есть все основания полагать, что после выборов в Госдуму в 2016 году эта тенденция возобновится.

Таким образом, своим Посланием президент, по сути, открывает дверь в большую политику для всех серьезных игроков. Глава государства свой шаг по формированию современной политической системы сделал. Теперь – очередь за политическим классом».
Константин Костин, председатель правления Фонда развития гражданского общества, «Независимая газета», 18.12.2012