События и комментарии экспертов фонда

  |  18 декабря, 2012   |   Читать на сайте издания

Константин Костин: В новом избирательном цикле произойдет перезагрузка региональной политической элиты

"Независимая газета" 18 декабря опубликовала статью председателя правления Фонда развития гражданского общества Константина Костина, который считает возвращение выборов по одномандатным округам "серьезным шансом для новых партий".

В ежегодном Послании Федеральному собранию президент Владимир Путин сказал: "Политическая конкуренция - это безусловное благо для страны". И предложил меры, которые должны эту конкуренцию обеспечить. В первую очередь за счет стимулирования развития новых партий. И не только. Речь идет о возвращении голосования по одномандатным округам и возможности для партий и движений формировать на выборах блоки.

Состоявшиеся за последний год выборы показали, что пока никто даже из давно существующих партийных "системных" игроков (за исключением "Единой России" и КПРФ) не может похвастаться стабильной любовью избирателя. Что уж тут говорить о новых партиях, для которых преодоление даже пониженного барьера на выборы в Госдуму (напомню, сейчас он уже не 7, а всего 5%) - вовсе не прогулка по пленэру с гарантированным фуршетом в конце. Участие новичков, которых только сейчас уже 40, делает выживаемость в этом "первичном бульоне" для политических сил делом весьма проблематичным. Внимание избирателя не всеобъемлюще.

Таким образом, возвращение выборов по одномандатным округам - это серьезный шанс для новых партий, представляющих самый различный политический спектр. И конечно, для тех, кого еще недавно называли оппозицией "несистемной". Потому что в ее рядах можно легко найти достаточное количество людей, которые умеют такие выборы выигрывать. Достаточно вспомнить Владимира Рыжкова (уже бесповоротно и окончательно избавившегося от приставки "младший") или Геннадия Гудкова (которого до его выхода на Болотную многие уже распознавали исключительно как Гудкова-старшего).

Можно, конечно, возразить, что "приз" сомнителен и в парламенте пара-тройка депутатов в условиях доминирования партий-гигантов "ничего не решает". Но история доказывает обратное: в Государственной Думе III созыва фракция "Народный депутат", сформированная исключительно из одномандатников, сумела стать одной из самых влиятельных. Более того, наличие фракции в Государственной Думе существенно облегчило "нардепам" формирование всероссийского движения, а затем и партии. Так что приз-то как раз есть.

Вторая мера, направленная на стимулирование партстроительства, - это формирование политических блоков во время избирательных кампаний. В Послании президент призвал обсудить такую возможность. В реальности эта мера позволит малым партиям за счет создания коалиций не только разово попадать во власть, но и создаст основу для появления новых мощных партийных игроков.

Это утверждение легко подтвердить примерами. Так, в 1993 году избирательный блок "Выбор России" сумел набрать на парламентских выборах 15,51% голосов. Спустя год большинство членов этой фракции вошло в движение "Демократический выбор России" (ДВР). В тех же выборах участвовал оппозиционный блок "Явлинский-Болдырев-Лукин", также именовавшийся "ЯБЛоком". Блок смог преодолеть барьер на выборах и получил 7,89% голосов, заняв шестое место. А уже в 1995 году на базе думской фракции блока было создано объединение "Яблоко", которое в дальнейшем трансформировалось в одноименную партию. Одним из самых успешных примеров политических объединений стал блок "Отечество - Вся Россия" (ОВР), набравший на выборах 1999 года 13,33%. Спустя год большинство членов фракции ОВР влились в "Единую Россию". На тех же выборах четвертое место досталось блоку "Союз правых сил", на базе которого позднее была сформирована партия СПС.

Предложенные президентом меры - хороший практический ответ всем критикам, говорящим об "опрощении" политической системы. Как известно, именно конкуренция между партиями является одним из главных элементов демократической политической модели. Согласно определению профессора Йельского университета в США, одного из основоположников теории современной демократии Роберта Алана Даля, идеал демократии предъявляет крайне высокие требования прежде всего к качеству народного представительства во власти. А основным критерием эффективности демократии является не что иное, как уровень политической конкуренции, особенно проявляющейся на свободных выборах.

Ну и в-третьих, возвращение выборов по одномандатным округам имеет и крайне важный региональный аспект. Очевидно, что в новом избирательном цикле произойдет перезагрузка региональной политической элиты - за счет появления в субъектах политиков федерального уровня, имеющих местную прописку. Это позволит в том числе существенно расширить скамейку запасных на губернаторских выборах.

Главным образом, эта скамейка нужна для того, чтобы за счет конкуренции повысить качество государственного управления в регионах. Именно из одномандатников зачастую получались губернаторы, причем некоторые из них становились настоящими российскими политическими тяжеловесами. Достаточно вспомнить нынешнего руководителя Краснодарского краяАлександра Ткачева, который еще в 1995 году был избран депутатом от Тихорецкого избирательного округа, а уже в 1996-м впервые баллотировался на пост губернатора. И в 2000-м избран главой администрации края. Не менее яркий пример - глава Марий Эл Леонид Маркелов, который в то же время, что и Ткачев, сначала стал депутатом, а потом принимал участие в выборах главы республики и в итоге ее возглавил.

И это не исключения, а скорее тенденция. Давайте вспомним, кого, как правило, на губернаторских выборах до 2005 года считали основными кандидатами? Конечно, в первую очередь - сам действующий губернатор. Потом - руководитель законодательного органа субъекта. Иногда - мэр областного административного центра. И обязательно - депутаты-одномандатники. Особенно сильно это проявлялось в тех регионах, где вся территория и составляла, по сути, один избирательный госдумовский округ. Скажем, в Псковской, Орловской, Костромской областях и т.д. Есть все основания полагать, что после выборов в Госдуму в 2016 году эта тенденция возобновится.

Таким образом, своим Посланием президент, по сути, открывает дверь в большую политику для всех серьезных игроков. Глава государства свой шаг по формированию современной политической системы сделал. Теперь - очередь за политическим классом.