Рейтинги кандидатов в президенты Украины не отражают все мнения
МОСКВА, 20 мая — РИА Новости. Российские социологи склонны доверять результатам соцопросов, посвященных грядущим выборам президента Украины, но отмечают, что около 40% респондентов еще не определились со своими предпочтениями. При этом некоторые эксперты отметили, что полученные результаты нельзя распространять на всех граждан Украины.
Согласно результатам исследования Киевского международного института социологии, почти 34% украинцев готовы поддержать на выборах внефракционного народного депутата Петра Порошенко, а 5,9% — экс-премьера Юлию Тимошенко.
Цифрам можно доверять
По мнению гендиректора ВЦИОМ Валерия Федорова, предвыборные опросы привлекают множество фирм, стремящихся к сиюминутной прибыли, однако результатам крупных социологических институтов всегда можно доверять.
"Уровень релевантности разный: есть фирмы-однодневки, которые появляются под каждые выборы, потом исчезают. Есть фирмы вроде бы приличные, но которые политическими исследованиями не занимаются обычно, а под выборы рекрутируются на политическое поле. А есть институты с долгой историей, которые больше заботятся о своей репутации, чем о том, чтобы смотреть в рот очередному халифу на час, потому что политики приходят и уходят, а социологические исследования остаются", — сказал эксперт.
По словам Федорова, во время работы украинские социологи столкнулись с аномальной долей неопределившихся респондентов.
"Есть такое понятие как выборка, в ней все основные страты должны быть представлены. В нынешней ситуации реализовать ее труднее, чем обычно, главная причина — это так называемая спираль молчания, когда респонденты закрываются и меньше склонны говорить о своих предпочтениях в ситуации какого-либо давления или информационной войны. Поэтому в нынешних условиях на Украине аномальная доля затрудняющихся ответить — около 40% и даже выше", — сказал он.
Эксперт подчеркнул, что молчание респондентов свидетельствует не только о том, что они не определились, но и о том, что украинцы опасаются открыто говорить о своих предпочтениях.
В свою очередь, заместитель директора "Левада-центра" Алексей Гражданкин уверен, что те решения, которые озвучивают участники опросов, совпадают с их действиями на выборах.
"Не собственно мнение людей анализируется, а то, как они будут голосовать на выборах. Если эти люди запуганы, боятся сказать что-либо, то у нас есть серьезные основания полагать, что и делать они будут то же самое, что решаются говорить во время опроса. Какие-то группы, поддерживающие определенных кандидатов, могут быть деморализованы, но то социальное действие, которое осуществляется в момент интервьюирования, и то социальное действие, которое осуществляется в момент посещения избирательного участка, близки между собой по своему характеру, и поведение людей в этих ситуациях довольно близко", — сказал эксперт.
Ни достоверности, ни репрезентативности
При этом президент Центра политической конъюнктуры России Сергей Михеев подверг сомнению достоверность социологических исследований на Украине.
"На Украине все опросы всегда покупались. Как нет сейчас достоверной информационной картинки на Украине, так нет там и социологии", — заявил эксперт.
Базовое понятие в социологии — репрезентативность — при этих опросах не соблюдено, считает директор Института прикладной политики, руководитель Центра изучения элиты Института социологии РАН Ольга Крыштановская. В данном случае речь идет о возможности распространить результаты опроса среди определенной группы людей на всех жителей Украины.
"Если в определенной части территорий идут военные действия и никакой опрос проводиться не может, тем более что в этих территориях живут люди, которые придерживаются другой точки зрения, — то, конечно, вряд ли такие опросы могут считаться репрезентативными", — считает эксперт. Она пояснила, что результаты этих опросов можно распространить только на количество опрошенных, но не на всех граждан Украины.
"Да, среди опрошенных это столько, но это не означает, что это всеукраинская выборка и что люди в целом на Украине так считают", — отметила Крыштановская.