Почему Юрченко вышел из доверия
Отрешение от должности новосибирского губернатора Василия Юрченко с самой жесткой формулировкой – в связи с утратой доверия – это предупреждение всем региональным властям. Внутриэлитные конфликты наряду с неумением гасить социальную напряженность могут поставить крест на любой политической карьере.
"Отрешить Юрченко Василия Алексеевича от должности губернатора Новосибирской области в связи с утратой доверия президента Российской Федерации" - с такой формулировкой президент Владимир Путин отстранил своим указом губернатора Новосибирской области Василия Юрченко. В последний раз с такой формулировкой отстраняли в 2010 году только экс-мэра Москвы Юрия Лужкова. Следующим указом исполняющим обязанности губернатора области президент назначил Владимира Городецкого – знаковая фигура для региона. Ранее он более 13 лет возглавлял областной центр, а с 9 января текущего года работал вице-губернатором. Выборы губернатора Новосибирской области пройдут 14 сентября.
Владимир Путин и ранее терял доверие к губернаторам. В частности, главу Корякского АО Владимира Логинова он уволил с такой формулировкой в 2005 году, годом позже – губернатора Ненецкого АО Алексея Баринова, а в 2007 году – амурского губернатора Леонида Короткова. Их отстранению предшествовали уголовные дела по различным обвинениям, антикоррупционная риторика звучит и теперь.
Губернатора подвели сомнительные сделки
«Формулировка, с которой глава государства отрешил Василия Юрченко от должности, применяется в исключительных случаях. Это показывает, что Владимир Владимирович более чем серьезно настроен в вопросах, касающихся борьбы с коррупцией. И это сигнал всем, кто находится во власти», - заявил вице-спикер Госдумы, секретарь Генсовета «Единой России» Сергей Неверов.
Ранее сообщалось, что родственники и друзья Василия Юрченко, являясь учредителями и руководителями юридических лиц, получали определенные преференции в бизнесе. При этом при декларировании доходов члены семьи губернатора предоставляли недостоверные сведения. Еще в 2012 году СКР по Новосибирской области возбудил дело против руководителя областного департамента имущественных отношений Романа Шилохвостова – ему вменялась в вину продажа по заниженной цене памятника архитектуры – нежилого двухэтажного здания с подвалом в центре Новосибирска (дело несколько раз закрывалось, недавно было возобновлено). В августе прошлого года на допрос вызывали самого Юрченко в качестве свидетеля по делу о мошенничестве при проведении аукциона по продаже участка и здания в 2010 году. Обком КПРФ сообщал, что здание, которое изначально оценили в 40 миллионов рублей, в 2011 году было продано за 22,7 миллиона рублей.
РЕКЛАМА
В пресс-службе губернатора объяснили, что продажа здания была согласована еще бывшим губернатором – Виктором Толоконским (ныне – полпредом президента в Сибири), но Юрченко в качестве первого вице-губернатора не допустил продажу объекта по подложным документам, чтобы не содействовать «преступлению». Однако через полгода упомянутую сделку совершил руководитель предприятия со 100%-ной долей
областного капитала, «с объяснением того, что он находится в зависимости от меня и побоялся, что я посчитаю его работу бездействием», - говорил Юрченко на специальном брифинге и добавил, что «губернатор, конечно же, отвечает за все дела в области, и я это прекрасно понимаю и разделяю, но с подходом отвечать за каждого сотрудника, вообще, можно дойти до абсурда».
«Принято серьезное решение – отрешение от должности главы одного из крупнейших регионов РФ за утрату доверия, - говорит председатель комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции, член президиума Генсовета «Единой России» Ирина Яровая. - Такие решения, безусловно, всегда имеют под собой веские основания. Сам указ подтверждает, что позиция президента в оценке деятельности глав субъектов на безупречное исполнение законов, во благо жителей регионов всегда была и будет принципиальной и бескомпромиссной». «Думаю, что это серьезный сигнал для других руководителей на всех уровнях. В стране ведется системная борьба с коррупцией, здесь у нас нет неприкосновенных лиц», - заявил зампред комитета Госдумы по транспорту Сергей Тен.
24 января этого года некий Михаил Голоков (galokov_mikhail) опубликовал в «Живом журнале» откровенный «слив» на Юрченко. В этой записи утверждалось, что Юрченко с самого своего прихода во власть в 2004 году нарушает российское законодательство о госслужбе и противодействии коррупции, создавая родственникам и друзьям условия «для получения различных выгод и преимуществ». В обширном списке нарушений – продажи зданий по заниженной цене, помощь в победах по госконтрактам дружественным коммерческим структурам и все те же искаженные данные в декларациях о доходах губернатора и членов его семьи. Местные политологи посчитали, что силовики не смогли ничего найти на Юрченко, а потому и допустили бездоказательный слив. Однако на сессии Законодательного собрания это событие произвело скандал: депутат от КПРФ Андрей Жирнов потребовал от СКР и ФСБ разобраться в ситуации, а сам Юрченко его неожиданно поддержал, заявив: «Это поможет установить справедливость и вскроет многие факты, в том числе и которые мешают развитию нашего общества».
Наконец, за день до отставки в газете «Ведомости» вышла публикация, в которой сообщалось, что недовольство работой Юрченко выразил Общероссийский народный фронт (ОНФ). На имя Владимира Путина был направлен доклад с итогами работы антикоррупционного общероссийского проекта фронта «За честные закупки». Претензии к Юрченко в нем были сгруппированы по четырем пунктам: недостоверное декларирование данных о доходах членов семьи, создание условий для получения выгоды родственниками и друзьями и юрлицами с их участием, совмещение государственной должности с должностями председателя советов директоров ОАО (например, в 2008-2010 годах – ОАО «Агентство инвестиционного развития» и ОАО УК «Промышленно-логистический парк»), сомнительные решения о переводе земель из одной категории в другую. Местные «фронтовики» заявили, что ничего об этом докладе не знают. Но решение президента уже было принято.
«Об отставке Юрченко говорили давно, и среди причин называли факторы, которые именуются коррупцией, - говорит Алексей Зудин, политолог член экспертного совета Фонда «Институт социально-экономических и политических исследований. – Это очевидная демонстрация того, что в России курс на антикоррупционную борьбу ведется последовательно. А тем более это актуально на фоне событий на Украине, где коррупционность властей вызвала социальную напряженность, что в итоге привело к перевороту».
Но есть мнение, что дело далеко не только в коррупции.
Закалка технократа
Василий Юрченко стал губернатором Новосибирской области в 2010 году. До этого, с 2004 года, работал в команде прежнего губернатора – Виктора Толоконского, в том числе последние годы – его первым заместителем. Толоконский был назначен полпредом президента в Сибири, а Юрченко – утвержден депутатами областного Законодательного собрания ему на смену. Кстати, в списке претендентов, который «Единая Россия» предлагала тогда на рассмотрение главы государства, был и Владимир Городецкий.
Юрченко пришел во власть можно сказать от станка. Он много лет руководил новосибирским НПО «Сибсельмаш», осколки которого сейчас входят в состав госкорпорации «Ростех», но уже практически не работают – от бывшего гиганта сельхозмашиностроения СССР не осталось почти ничего. Однако все это случилось с «Сибсельмашем» уже после Юрченко. В команде Толоконского его первый зам также отвечал за экономику, промышленность и инвестиции – направления, вроде бы требующие практического опыта и конкретных решений. В 2000-е годы казалось, что технократы, призванные во власть, именно те специалисты, которые с этим справляются. И с точки зрения экономики к Юрченко ни в пору вице-губернаторства, ни в пору губернаторства претензии предъявить трудно.
Доходы бюджета Новосибирской области за 2011 год увеличились на 13% по сравнению с 2010 годом и составили 86,07 миллиарда рублей (на 5% выше плана). Бюджет 2014 года сократился с 110,2 млрд до 95,8 млрд рублей – в силу общероссийского спада в экономике. В 2010 году объем инвестиций в основной капитал по предварительным данным составил 110,3 млрд. рублей. По итогам прошлого года объём инвестиций составил уже 174,6 миллиарда
Однако в рейтинге эффективности губернаторов, опубликованном в январе Фондом развития гражданского общества, Юрченко оказался в списке аутсайдеров – занял место ниже среднего показателя.
Политическая слабость
На фоне искушенного в политических играх Виктора Толоконского ставший губернатором Василий Юрченко действительно выглядел не убедительно. Поэтому события развивались предсказуемо – вскоре бывший начальник, ставший полпредом, и бывший подчиненный, взлетевший на самый верх пирамиды власти, стали чуть ли не в открытую конфликтовать друг с другом. Таким же образом развивались отношения между Виктором Ишаевым, в том же 2010 году ставшим полпредом на Дальнем Востоке, и сменившим его на посту губернатора Хабаровского края Вячеславом Шпортом. Но в Новосибирске всем стало ясно: любой неверный шаг губернатора будет тут же попадать под огонь жесткой критики со стороны полпреда.
Когда Юрченко решил с 2011 года отменить действовавшие в регионе льготы на проезд в общественном транспорте для ряда групп населения, дело обернулось не только многочисленными митингами протеста пенсионеров (которые, к тому же, подогревались КПРФ), но и оценкой Толоконского: «Это безнравственное решение». Все попытки Юрченко объяснить свое решение, все экономические выкладки и цифры не помогли – рациональная технократия споткнулась о волну иррационального общественного недовольства.
«Думаю, решающее значение для отрешения от должности сыграло большое число межэлитарных конфликтов регионе, а главное – высокий уровень социальной напряженности, - сообщил «Эксперт Online» Константин Костин, председатель правления Фонда развития гражданского общества. – В том числе были митинги из-за отмены транспортных льгот. Нельзя отменять льготы, ничего при этом не разъясняя населению, зачем это нужно. Тем более, что большого эффекта для бюджета это и не дало. Более половины жителей региона не довольны уровнем жизни – это убийственный для губернатора показатель. Мало кто при опросах сказал, что заметил перемены к лучшему. Полагаю, что столь жесткая формулировка – большой сигнал всем губернаторам к тому, чтобы больше заботились о благосостоянии населения».
Натянутые отношения с полпредом, который несомненно остается влиятельным в регионе политиком, спровоцировали и конфликт с группами влияния, при Юрченко почувствовавшими себя обделенными. Наиболее остро этот конфликт проявился в начале этого года, когда мэр Новосибирска Владимир Городецкий перешел в областное правительство, а исполняющим обязанности градоначальника был назначен его первый зам Владимир Знатков. 6 апреля в городе, на который приходится до 80% всей экономики области, пройдут выборы мэра. «Единая Россия», Юрченко и его команда сделали ставку на Знаткова. Но у него внезапно появился конкурент. Бывший первый вице-мэр Андрей Ксензов, с 2012 года работавший вице-губернатором, ушел в отставку и сдал партбилет «Единой России», после чего выдвинулся в мэры от партии «Родина». Демарш Ксензова показал, что открыто бросать перчатку Юрченко часть местной элиты уже не боится. А в «Единой России», по всей видимости, рассудили, что губернатор не контролирует политические расклады в регионе.
«Юрченко технократ, а не политик. Региональный межэлитарный конфликт при отсутствии покровителей в политбюро президента оказался для губернатора роковым, - пояснил «Эксперт Online» Евгений Минченко, президент Международного института политической экспертизы. – Юрченко ставленник полпреда Толоконского, но они сразу же поссорились, поскольку новый губернатор проявил независимость и не стал во всем подчиняться полпреду. Так что скорей всего основная причина – отсутствие поддержки наверху. Потому что экономические показатели в регионе выше средних по России. Думаю, что столь жесткая формулировка – утрата доверия – связана с несколькими причинами. Во-первых, прослеживается желание усилить роль и влияние ОНФ. Во-вторых, это прямой сигнал всем губернаторам, от которых многое что зависит в период экономической стагнации».
Таким образом, можно заключить, что экономические успехи губернатора в очередной раз не оказались базой для того, чтобы он продолжал работу. Напомним, конфликт с силовиками и с местными элитами в этом году стоил должности другому эффективному технократу – челябинскому губернатору Михаилу Юревичу.