События и комментарии экспертов фонда

  |  18 марта, 2014   |   Читать на сайте издания

Жители Крыма ждут перемен, которые принесёт политический переезд

Ждут другого, более высокого уровня жизни. Ведь, присоединяясь к России, новый субъект может рассчитывать и на все выплаты, положенные гражданам страны.

Материнский капитал, более высокие пенсии, минимальный уровень оплаты труда выглядит совсем иначе.
 
Это что касается социальной сферы. А ещё инвестиции. Ведь Крым, всё-таки, перспективный регион. Курорт, пусть пока и в запущенном состоянии.
 
Наш корреспондент Анна Ливадняя вместе с экспертами анализировала жизнь до и после референдума.
 
Жителям полуострова только предстоит привыкнуть к новой реальности, а парламент уже независимой страны вводит в обращение рубль наряду с гривной. Крымчане испытывают настоящий подъем, кажется, теперь и бандеровцы не страшны, и по-русски говорить никто не запретит. Но вопрос, что будет с Крымом дальше, все равно висит в воздухе. Люди ждут не только защиты, они рассчитывают, что стану жить значительно лучше.
 
Алексей Мухин,  генеральный директор центра политической информации: «Если Крым войдет в состав России как субъект федерации, и Севастополь войдет, имущественный уровень будет резко повышаться, нельзя говорить о том, что это будет сделано в течение месяца, но в течение одного-двух лет это будет сделано обязательно»
 
Такая уверенность связана с несколькими факторами. Прежде всего, уровень жизни россиян в полтора-два раза выше, чем украинцев, а став гражданами России крымчане смогут пользоваться всеми возможными льготами и программами, получать материнский капитал, например. Кроме того, инвестировать в экономику республики уже готовы многие российские бизнесмены.
 
Скептики парируют, если все так хорошо, почему  полуостров не развивается:  дороги разбиты, санатории старые, пассажирское сообщение с Россией по морю – это два-три парома советских времен. Летом здесь выстраиваются огромные очереди. Эксперты отвечают, Крым пришел в такой упадок  по вине прошлого руководства Украины, инвестиции сюда не шли больше 20 лет, а все заработанные деньги уходили в центр. Потому многие предприниматели не платили налогов и работали по серым схемам. Если республика войдет в состав России, многие изменится.
 
Дмитрий Абзалов, президент центра стратегических коммуникаций: «Риски экономические незначительные, с учетом, например, стоимости создания полноценной черноморской базы в случае ухода Крыма с территории Российской Федерации, она оценивалась примерно в 15-20 миллиардов долларов. Это то, что мы потеряли бы, если бы Крым не присоединился»
 
Еще одна проблема, которую не решали прежние власти – права национальных меньшинств. Например, крымские татары изначально относились к идее референдума с настороженностью. Но уже сейчас  российские парламентарии заговорили о полноценной реабилитации некогда репрессированного народа. К слову, этого не сделали ни советские, ни украинские власти.
 
Оксана Гаман-Голутвина, президент российской ассоциации политической науки: «Новые крымские власти одним из первых своих шагов провозгласили 20 процентную квоту для крымско-татарского населения в органах управления, особый статус крымско-татарского языка и другие преференции»
 
Конечно, реакция международного сообщества заставляет крымчан нервничать. Ни США, ни ЕС не признают референдум, и уже вводят санкции. Особенно обидно осознавать, что вновь работает политика двойных стандартов.
 
Но, в любом случае, референдум – это только начало пути. По оценкам экспертов, полноценная интеграция Крыма может занять год и больше. Но крымчане, ждавшие воссоединения долгие десятилетия, готовы подождать.