События и комментарии экспертов фонда

  |  13 марта, 2014   |   Читать на сайте издания

Чиновников - под общественный контроль

В Госдуму внесен законопроект об общественном контроле за деятельностью органов власти и местного самоуправления. Как отмечают эксперты, это повысит эффективность Общественных советов. Кроме того документ свидетельствует о доверии высшей государственной власти к гражданскому обществу
 
Президент России Владимир Путин внёс в Госдуму проект федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".
 
Как отмечено в пояснительной записке, документ направлен на создание правовых основ организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов госвласти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия.
 
В соответствии с законопроектом общественный контроль могут осуществлять Общественные палаты федерального, регионального и местного уровней, а также Общественные советы при органах исполнительной власти всех уровней. Кроме того, для этих целей могут создаваться специальные общественные наблюдательные комиссии, советы, инспекции и группы общественного контроля. В их арсенале будут такие механизмы как мониторинг, проверки, экспертизы, общественные обсуждения, публичные слушания. При этом представители институтов гражданского общества будут обязаны обнародовать результаты своей работы. За исключением закрытой информации, содержащей гостайну и сведения о персональных данных.
 
В случае нарушения прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, общественные контролеры вправе поставить перед соответствующими государственными и муниципальными органами вопрос об ответственности виновных должностных лиц. Вместе с тем, препятствия законной деятельности участников общественного контроля, а также их необоснованное вмешательство в деятельность органов госвласти и местного самоуправления, оказание неправомерного воздействия на указанные органы влечёт ответственность, установленную законодательством РФ, - подчеркивается в пояснительной записке.
 
Порядок контроля за деятельностью структур, обеспечивающих оборону и безопасность государства, общественную безопасность и правопорядок, как подчеркнуто в законопроекте, регулируется соответствующими федеральными законами. То есть для органов полиции, следствия, прокуратуры, судов, других силовых структур, а также органов опеки и организаций, оказывающих психиатрическую помощь, будут прописаны отдельные нормативы. Об этом "Эксперт Online" заявил один разработчиков законопроекта, член Общественной палаты РФ Иосиф Дискин.
 
- Обращаю ваше внимание, что это закон об основах создания общественного контроля в России. Это предполагает, что в последствии будет принято огромное количество дополнительных нормативных актов, документов, которые развивают этот закон. Нужно вносить поправки в градостроительный кодекс, лесной, водный кодексы, в природоохранное законодательство, надо будет развивать правоприменительную практику, работать с судами, и т.д. Это только фрагмент огромной деятельности по развитию системы общественного контроля за органами власти на всех уровнях. Хотя где-то уже определены механизмы контроля с помощью указов президента, постановлений правительства об общественных советах. Например, в поправках к закону об Общественной палате РФ от 30 декабря 2013 года прописано, что палата является органом общественного контроля. Вводится, в частности, нулевое чтение нормативных документов правительства.
 
Однако пример с Общественной палатой РФ - скорее исключительный случай. Так как большинство Общественных советов, несмотря на то, что им предоставлены большие полномочия, работают на основе регламентов или законов, где функции общественного контроля, как правило, не прописаны. Например, Общественный совет города Москвы, как рассказал "Эксперт Online" его пресс-секретарь Михаил Кузьмин, работает на основе закона об Общественной палате Москвы:
 
- В этом документе обозначено, что одна из форм нашей работы - общественный контроль. Но механизмы контроля не прописаны. Наша комиссия по регламенту хотела разработать какое-то положение по этому поводу. Но поскольку мы знали, что готовится федеральный закон об общественном контроле, мы его ждали. Думаю, на его основе мы и будем действовать. Хотя на практике члены нашего совета занимаются контролем: они проводят и экспертизу, и слушания, посылают запросы в органы исполнительной власти. И они нам отвечают.
 
- Важно, что в этом документе прописаны не только механизмы, но и критерии того, что является общественным контролем, а что - нет. Например, слушания  - это когда представлены основные интересы. А если, допустим, не представлены общественные интересы, то это уже и не слушания вовсе, - подчеркивает Дискин и добавляет. - Этот закон является выражением доверия высшей государственной власти гражданскому обществу. Это ведь не шутки. Речь идет об очень важных вещах.
 
Глава Общественного совета при ГУ МВД РФ по г. Москве Ольга Костина отмечает, что президент давно интересуется вопросом общественного контроля, он его поднимал на различных встречах и, внеся документ, выполнил свое обещание. При этом многие существующие регламенты об общественных советах, по словам Костиной, получают немало нареканий:
 
- Буквально вчера на заседании ОС при МВД РФ депутат Хинштейн говорил в очередной раз, что реформа Общественных советов не состоялась, а советы зачастую представляют декоративный орган. Конечно, здесь существуют проблемы. Например, ОС по-прежнему формируют сами ведомства на свое усмотрение. Однако ситуация меняется. Например, в МВД, учитывая горький опыт, подправили регламент об ОС, совет сделали поменьше, компактнее. Также прописали, что ведущая роль в этом органе принадлежит организациям профильного характера. А раньше там были сплошь режиссеры и дирижеры.
 
Что касается местного самоуправления, здесь другой масштаб. На местах граждане очень хотят участвовать в общественном контроле. Они хотят знать и понимать, куда идут деньги граждан, как чиновники тратят средства, предназначенные, например, на ЖКХ и другие важные сферы жизни. Детские сады, площадки, парковки, горячая вода и все остальное. Думаю, что тут шансов на повышения эффективности больше.
 
Если в ОС при большом ведомстве можно просто отработать номер, но работа внизу, думаю, будет построена жестче и более внятно.
 
- Я не согласен с Хинштейном. Он сам входит в головной совет МВД и чем он недоволен, не понимаю. Члены ОС могут запрашивают любые данные, которые не являются закрытыми. На мой взгляд, общественный контроль, в том числе в системе МВД, себя оправдывает., - говорит председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин. - Мы видим, что по огромному количеству направлений идет улучшение работы структур МВД. Например, после того как представители ОС стали участвовать в процедурах согласований по организации, проведению массовых акций, претензий на эту тему практически не стало. Как со стороны представителей парламентских партий, так и со стороны непримиримой оппозиции. И все конфликтные ситуации, если они возникают, разрешаются быстрее и гораздо реже возникает необходимость судебного вмешательства.
 
При этом Костин считает, что общественный контроль не должен заменять государственный:
 
- Неправильно представлять общественника, который приходит, просит все ему предъявить, остановить работу. Мы с таким часто сталкиваемся, когда различные экологические организации проводят мониторинг и требуют предъявит им все, включая данные геологоразведки. Тут надо четко понимать, какие функции у общественных экспертов. Да, у нас есть сферы, которые уже достаточно хорошо регламентированы, а есть сферы, где никаких институтов общественного контроля не существует. Кроме того, все время возникают споры, какие субъекты контроля важнее, кто является инициатором процедур. Этот закон устанавливает четкие понятия, что такое общественный мониторинг, что такое экспертиза, каким образом взаимодействуют между собой различные субъекты общественного контроля. Важно, что они взаимодействуют на принципах равноправия, открытости и публичности. С другой стороны важно, чтобы общественный контроль приводил к практическим результатам. Чтобы ведомства учитывали рекомендации, использовали их и улучшали качество своей работы. Крайне важно так же и то, что вводится обязанность органов власти и муниципалитетов реагировать в течение месяца на те проблемы, замечания, предложения, которые будут выявляться в процессе общественного мониторинга. Все это, безусловно, повысит эффективность ОС и расширит количество сфер, где общественный контроль должен применяться.