| 12 марта, 2014 | | | Читать на сайте издания |
Депутаты Госдумы РФ активно взялись за социальные сети и интернет-дневники. Чиновники разрабатывают законодательные акты, направленные на ужесточение контроля за участниками всемирной паутины. Главное новшество – блогеров хотят приравнять к СМИ, а также, вероятно, обяжут платить налоги на рекламу.
Блогер=журналист
– Если вы заботитесь о своем пищеварении, вот добрый совет – не говорите за обедом о большевизме и медицине. И, боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет.
– Гм... Да ведь других нет!
– Вот никаких и не читайте. («Собачье сердце» Булгаков).
Следуя заветам классика, сегодня многие обыватели начинают свой день не с чтения упомянутых выше газет, а с посещения популярных блогов. Что греха таить, и в областном центре есть популярный виртуальный автор, чей онлайн-дневник регулярно посещают орловцы.
С учетом резко возросшего спроса на блогеров, депутаты Госдумы предлагают приравнять их к журналистам. Если страницу участника Всемирной паутины ежедневно посещают более десяти тысяч человек, этот виртуальный автор должен будет получить аккредитацию журналиста. Следовательно, на него распространятся все нормы закона о СМИ. Такой опыт работы уже имеется у израильских владельцев онлайн-дневников.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по информационным технологиям Вадим Деньгин подтвердил, что подобные разработки действительно ведутся.
Эксперт отмечает, что поправки обсудят на совете при комитете с участием представителей блогосферы.
– Мы за конструктивный диалог, выслушаем блогеров, экспертов и будем руководствоваться только буквой закона. У меня 4 тысячи пользователей, я также готов получить журналистскую аккредитацию. Для меня это не страшно. Я также готов отвечать за свои слова перед законом, – подчеркивает депутат.
А вот большинство ведущих российских блогеров явно не в восторге от грядущих перемен.
– Никто не спорит, что блогосфера – это публичное пространство. Но это совершенно не повод приравнивать блог к СМИ, а блогера к владельцу СМИ, насколько бы популярными не были записи в его виртуальном журнале. Вместе с этим я понимаю, что информация в блоге общедоступна и публична, – говорит известный блогер Станислав Апетьян. – Читаемость топовых блогеров действительно можно сравнить с показателями электронных СМИ. Но за блогом стоит человек, который может, как и любой гражданин, в офлайне ответить за уже существующие статьи, например, за клевету. Поэтому, чтобы привлечь его к ответу, вовсе необязательно приравнивать блоги к СМИ.
Еще один российский блогер и эксперт в сфере массовых коммуникаций Эдвард Чесноков считает, что Интернет не потерпит подобного рода регулирования. Более того, многие интернет-ресурсы юридически и физически расположены в США. В этой связи возникает вопрос, каким образом российские власти будут технически обязывать обладателей блогов на этих сайтах регистрироваться как СМИ и как будут оценивать посещаемость...
Приравняют ли на законодательном уровне авторов онлайн-дневников к сотрудникам средств массовой информации, вопрос спорный. Ясно лишь одно – это еще не все стороны жизни в Сети, которые хотят урегулировать чиновники. Ветер перемен дует и с фронта налогообложения.
Особые правила
В нижней палате российского парламента сейчас разрабатывают законопроект о взимании с блогеров налогов на доходы. В частности, за размещение рекламы в социальных сетях. Законопроект нашел отклик и в Администрации Президента, и Роскомнадзоре.
В рабочую группу вошли интернет-компании, специалисты налоговой службы, а также законодатели. Все вместе они разрабатывают единую схему взимания налогов с виртуальных авторов.
Еще сомневаетесь, что на блогах можно заработать? Дабы развеять сомнения, эксперты подсчитали, что только по предварительным оценкам стоимость размещения платных постов топ-блогерами колеблется в пределах от 50 тыс. до 150 тыс. рублей. Также довольно часто блогеры продают баннеры по цене от 30 тыс. до 100 тыс. рублей в месяц. А еще не стоит забывать о рекламе, которую блогеры включают «между строк».
Как отмечают в рабочей группе при профильном комитете Госдумы, блогеры специально стараются попасть в топ, чтобы потом заниматься рекламной деятельностью. Они получают за это огромные деньги. При этом не платят с этих средств ни копейки налогов. Поэтому для тех, кто «занимается рекламной деятельностью в Интернете, должны быть установлены особые правила».
– Сейчас коммерческая деятельность в Интернете, в том числе рекламная, не имеет внятного законодательного регулирования. Это приводит к созданию серых зон ухода от налогооблажения и финансовым злоупотреблениям, – считает Сергей Железняк, вице-спикер Госдумы, член думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи.
То ли мнение, то ли реклама
Разработку законопроекта о взимании налогов с онлайн-авторов тормозит то, что многие блогеры не являются предпринимателями. К тому же не совсем ясно, что именно следует относить к рекламе. Например, блогер выложил отзыв о кинотеатре, торговом центре или планшете определенной марки. Следует ли это квалифицировать как рекламу или личное мнение?
Другой момент – как именно чиновники докажут привязанность блога к определенному человеку? И как определят налогоплательщика? Ведь часто за популярным никнеймом скрывается не одно физическое лицо, а группа соавторов.
По мнению топовых блогеров, если депутаты ужесточат законодательство в части выплаты налогов, то единственное, что могут отследить и обложить налогом, – активные ссылки на сайты и страницы рекламодателя, розыгрыши и конкурсы, рекламирующие тот или иной бренд, и баннерную рекламу в блогах.
По материалам газеты «Известия» и «Российской газеты»
Станислав Рыбаков, орловский блогер
Разрабатываемые законопроекты в Госдуме, несомненно, разумные. Если блогер получает доход от рекламы, он должен нести ответственность и по уплате налога, как любой работающий россиянин. Другой момент: ряд блогеров и так платит подоходный налог на свою деятельность. Не станет ли введение новых взиманий неподъемным бременем? Привнося новшества в жизнь блогосферы, чиновники должны тщательно проработать все аспекты, чтобы налоги не стали элементом негласного цензурирования неугодных виртуальных авторов.
Что касается приравнивания блогеров к журналистам, то и эта идея имеет свои плюсы и минусы. Аккредитация, например, позволит владельцам топовых страниц участвовать в совещаниях высшего эшелона власти наравне с представителями СМИ. Но в тоже время она не должна стать обязательной. Все-таки сфера деятельности блогеров по своей сути отличается от журналистики. Кроме этого необходимо учитывать специфику блога: к чему журналистская аккредитация кулинарному интернет-дневнику или популярному блогу садовода?
Виталия Плахова