Невское время: «Нельзя поощрять незаконные перемены»
Вчера Владимир Путин дал пресс-конференцию, посвящённую ситуации на Украине
–Оценка может быть только одна – это антиконституционный переворот и вооружённый захват власти. С этим никто и не спорит, – заявил президент. – Президент Янукович при посредничестве трёх министров иностранных дел европейских стран – Польши, Германии и Франции – подписал между оппозицией и властью 21 февраля соглашение, по которому он свою власть практически уже сдал. Он согласился на всё, что требовала оппозиция, – на досрочные выборы парламента, на досрочные выборы президента, согласился вернуться к конституции 2004 года. Он положительно отреагировал и на нашу просьбу, и на просьбу западных стран не применять силу. Он не отдал ни одного приказа по стрельбе по несчастным демонстрантам. Более того, он дал указание вывести все милицейские силы из столицы, и они выполнили его приказ. И как только он поехал на мероприятие в Харьков, оппозиция сразу же захватила его резиденцию и здание правительства. Я хочу понять, зачем это было сделано? Он и так отдал всю власть, и у него, я считаю, не было никаких шансов переизбраться.
О возможном введении войск
– Пока такой необходимости нет. Но возможность такая есть. Мы видим разгул неонацистов, националистов, антисемитов, который сейчас происходит в некоторых частях Украины. Помните, как захватывали здание Партии регионов в Киеве? Вышли два-три сотрудника, технический персонал, один инженер и сказал нападавшим: «Ребята, нас отпустите, женщин пропустите, пожалуйста. Я – инженер, я вообще даже не имею к политике никакого отношения». Его тут же на глазах толпы пристрелили. Второго человека из технического персонала загнали в подвал и закидали бутылками с «коктейлем Молотова», сожгли заживо. Это что – демократия?
Мы понимаем, что граждан Украины – и русских, и украинцев, и вообще русскоязычное население – беспокоит такой беспредел. И если мы увидим, что этот беспредел начинается в восточных регионах, если люди попросят нас о помощи (а официальное обращение действующего легитимного президента у нас уже есть), то оставляем за собой право использовать все имеющиеся у нас средства для защиты этих граждан. И считаем, что это вполне легитимно. Но это – крайняя мера.
Я всегда выступал за соблюдение норм международного права. Но если я приму решение об использовании Вооружённых сил, оно будет легитимным, полностью соответствующим нормам международного права.
У нас есть обращение легитимного президента, и оно совпадает с нашими интересами по защите тех людей, которых мы считаем близко связанными с нами и исторически, и культурно, и экономически. Это соответствует нашим национальным интересам – защитить этих людей. И это гуманитарная миссия. Мы не претендуем на то, чтобы кого-то порабощать, кому-то диктовать что-то. Но, конечно, мы не сможем остаться в стороне, если увидим, что людей начинают преследовать, уничтожать, подвергать издевательствам.
О действиях Запада
Зачем нужно было заниматься незаконными, антиконституционными действиями и втаскивать страну в тот хаос, в котором она сегодня оказалась? До сих пор ведь бродят по Киеву боевики в масках с оружием в руках. Вот на этот вопрос просто нет ответа. Хотели кого-то унизить, показать свою силу? Это, по-моему, глупые абсолютно действия. Добились, мне кажется, результата, обратного ожидаемому, потому что вот этими действиями в значительной степени «раскачали» Восток и Юго-Восток Украины.
Я понимаю тех людей на Майдане, которые до сих пор требуют не каких-то там ремонтов фасада власти, а кардинальных перемен. Почему они требуют? Потому что они уже привыкли, что одних жуликов меняют на других жуликов и проходимцев. Люди в регионах не принимают участия в формировании своей региональной власти. У нас был период, когда мы приводили к власти региональных лидеров так – президент их предлагал, но местный совет их утверждал, а там просто назначение прямое. Мы сейчас перешли к выборам, а там этим и не пахнет. И в восточные регионы начали назначать губернаторами олигархов, миллиардеров. Конечно, люди это не принимают, они считают, что в результате нечестной приватизации люди обогатились, а теперь их ещё и во власть притащили.В Днепропетровске господина Коломойского привели к власти в качестве губернатора. Ну, это просто уникальный проходимец! Он даже нашего олигарха Абрамовича надул два или три года назад!
В принципе, народ хотел перемен, но нельзя поощрять незаконные перемены. На постсоветском пространстве, где очень хрупкие ещё политические конструкции, очень слабая экономика, нужно действовать исключительно конституционным путём.
О легитимности украинской власти
Являются ли эти сегодняшние власти легитимными? Парламент – отчасти да, все остальные – нет, и уж точно нельзя говорить о легитимности исполняющего обязанности президента. Есть юридически только один легитимный президент. Решение о разгоне Конституционного суда вообще не вписывается в законодательные рамки ни самой Украины, ни Европы. Они не только разогнали суд не правовым образом, а ещё – вдумайтесь! – дали поручение Генеральной прокуратуре возбудить уголовные дела против членов Конституционного суда. Это что такое? Если есть какое-то преступное деяние, то правоохранительные органы сами должны реагировать. Но дать поручение возбудить уголовные дела – это нонсенс, это «сапоги всмятку»!
О присоединении Крыма
Эта возможность нами не рассматривается. И я вообще полагаю, что только граждане, проживающие на определённой территории в условиях свободы волеизъявления, могут и должны определять своё будущее. И если это было позволено сделать косовским албанцам и во многих других частях света, то право нации на самоопределение, закреплённое в соответствующих документах ООН, никто не отменял. Но мы ни в коем случае не будем подогревать такие настроения.
Мы считали, считаем и будем считать, что Украина – наша соседняя братская республика. А наши Вооружённые силы – это товарищи по оружию, друзья, многие из них знают друг друга лично. И я уверен, что украинские и российские военнослужащие будут не по разные, а по одну сторону баррикад. Кстати, это сейчас и происходит в Крыму.
О диалоге с Западом
Коллеги часто обвиняют нас в нелегитимности наших действий, а когда я задаю вопросы: «А вы считаете, что всё у вас легитимно?» – отвечают: «Да». Приходится напомнить действия США в Афганистане, Ираке и Ливии. Там они действовали либо вообще без всяких санкций Совета Безопасности ООН, либо извратили содержание этих резолюций, как в Ливии. Наши партнёры, особенно в Соединённых Штатах, всегда ясно формулируют свои геополитические интересы, преследуют их очень настойчиво, а потом, руководствуясь известной фразой: «Кто не с нами, тот против нас», подтаскивают под себя весь остальной мир. А тех, кто не подтаскивается, начинают сразу тюкать и в конце концов, как правило, дотюкивают.
У меня иногда складывается впечатление, что там, за «большой лужей», сидят в Америке сотрудники какой-то лаборатории и как над крысами проводят эксперименты, не понимая последствий того, что они делают. Зачем надо было вот это делать? Кто может объяснить? Объяснений нет вообще никаких.
комментарии
«Это первый чёткий анализ ситуации на Украине»
Константин Костин, председатель правления Фонда развития гражданского общества:
– Выступление Путина – это первый чёткий анализ ситуации на Украине. И с точки зрения международного права, и международных коллективных соглашений о безопасности, и внутриполитических ситуаций на Украине Путин, по-моему, представляет ситуацию на Украине и настроение Майдана гораздо лучше, чем все украинские политики. Что будет происходить? Это во многом зависит от способности украинских политиков объединиться и действовать в интересах народа. Это определённый вызов на сегодняшний день для всего международного сообщества, насколько мировые лидеры готовы смотреть на эту ситуацию без розовых очков и стереотипов холодной войны и такого оранжево-революционного романтизма. Давайте дождёмся реакции Евросоюза и лидеров стран Евросоюза. Давайте дождёмся реакции лидеров стран БРИКС.
Сергей Железняк, заместитель председателя Госдумы:
– Наш президент камня на камне не оставил от истеричных слухов, провокаций и угроз, нагнетаемых Западом в связи с твёрдой российской позицией в отношении к вооружённому захвату власти радикалами-националистами на Украине! Шантаж в отношении нас – априори глупость. Судорожные попытки западных стран угрожать России введением экономических санкций не вызывают ничего, кроме недоумения.
Большинство западных экспертов и политиков так и не смогли понять, что для нас вопрос защиты наших братьев – не вопрос цены, от величины которой будет зависеть решение помогать или нет, а вопрос внутреннего морального выбора. Мы своих не продаём, а значит, все угрозы экономических санкций против России не только не достигают своей цели, но и чётко выявляют уязвимые места инициаторов и сторонников таких «креативных» предложений. От сокращения экономического сотрудничества страдают все стороны. Но при этом мы, пройдя через перестройку и ряд экономических потрясений, имеем стойкий иммунитет к истерикам и панике по этому поводу. Выживаемость и смекалка у нас всегда были хоть и вынужденными, но легендарными. А вот готовы ли народы Европы добровольно отказаться от наших энергоносителей?
Анатолий Эль-Мюрид, политический аналитик и востоковед:
– Есть момент, на котором нужно остановиться, так как эту мысль Путин повторил довольно агрессивно и с полным пониманием того, что именно он хочет сказать. Речь идёт о нерушимости границ и территориальной целостности Украины. Это что называется императив, от которого Россия не отступит и не позволит никому трактовать его иначе. Говоря иначе – внутри границ может происходить что угодно в плане перераспределения полномочий между центром и регионами, но ни о каком разделе Украины и присоединении её частей речь не идёт и идти не может.