События и комментарии экспертов фонда

  |  04 марта, 2014   |   Читать на сайте издания

Россия поддерживает решение Путина по Украине

Как вы считаете, есть ли у решений президента России по Украине поддержка в обществе и среди политических элит?
 
О поддержке позиции президента заявили все значимые политические силы, все основные партии. В обществе абсолютно то же самое. Социологические данные мы увидим позже, но, по крайней мере, то, что уже сейчас видно из мониторинга прессы и социальных медиа, очевидна, поддержка со стороны общества.
 
Та небольшая группа несистемной либеральной оппозиции, которая высказывается против, обрекает себя на минимальные, если не ничтожные рейтинги поддержки и популярности. По сути, своей позицией они поставили себя за грань большой политики. Вряд ли в ближайшие годы они смогут добиваться ощутимых результатов на выборах, потому что граждане этой их позиции не забудут.
 
Противники военной операции в Крыму во многом повторяют заявления лидеров ряда западных стран, угрожающих России разного рода санкциями и экономическими проблемами. Как вы полагаете, пугает ли это российское общество?
 
Россию вообще пугать дело неблагодарное. Я не думаю, что это окажет существенное влияние на умы и настроения. Речь о защите интересов русских и граждан России, находящихся на территории Украины.
 
И все же, на ваш взгляд, какие будут контраргументы?
 
Мне кажется, учитывая, как на сегодня проходят межправительственные консультации между Россией и США, странами ЕС, в итоге здравый смысл и взвешенная позиция возобладает, и понимание позиции России тоже. Все кто говорил о санкциях, исключении России из G8 уже сделали гораздо более мягкие заявления о необходимости международного посредничества, против чего не возражает и Россия.
 
[Постпред России при ООН Виталий] Чуркин, правда, правильно сказал, что мы не можем навязывать посредничество. То же самое касается и по поводу ОБСЕ, потому что были случаи, когда присутствие наблюдателей ОБСЕ приводило к снижению уровню конфликта, а бывало и наоборот, когда это только усугубляло ситуацию. Тем не менее, понимание реальности того, кто на сегодняшний день является властью в Киеве, какие там угрозы не только для России и россиян, но и для украинцев все это потихонечку начинает доходить до международного сообщества.
 
Помимо того, что русские, проживающие на Украине, просят помощи, можно ли считать мотивами то, что радикалы с Майдана прямо угрожают России?
 
И к западным элитам и к западной прессе уже в общем-то все больше приходит понимание, что на сегодняшний день представляет из себя украинская оппозиция и у кого там на самом деле власть. Она не в Раде, а на улице. Безусловно, россияне это осознают как никто. Мы соседи, у нас тесные связи, много смешанных браков, у многих родственники живут на Украине. Мы себе это все представляем гораздо лучше. Но осознание ситуации происходит и в Европе и во всем мировом сообществе.
 
Прагматическая позиция заключается не в том, чтобы немедленно поддаться на угрозы и шантаж партнеров по G8, а в том, чтобы отстаивать свое мнение. Понятно, что Россия, как и следует из заявления МИД РФ, уважает суверенитет и целостность Украины как независимого государства. Теперь вопрос к гражданам Украины, как они представляют свою будущее. Понятно, что не никакой агрессии, никто не собирается военным способом что-то аннексировать, об этом российскими официальными лицами уже также говорилось.
 
Кроме того, на Украине 6 действующих атомных станций и несколько десятков объектов повышенной промышленной опасности. Если любой из этих объектов окажется в руках радикалов. А ведь уже в Киеве официальные лица признают, что в стране нет никакой армии, ничего не летает и не стреляет. А ведь охранять эти объекты должны как раз военные. Сегодня Саша Билый под камеру выдает затрещины помощнику прокурора, а завтра он точно так же решит поговорить с начальником какой-нибудь АЭС или завода, где опасное производство. А экстремисты она всегда склонны к терроризму. Это же угроза масштабной техногенной катастрофы. Кто на сегодня может гарантировать, что так не произойдет?