Согласно методике расчетов, идеальный губернатор может набрать 100 баллов. Из них до 5 баллов имеют право присвоить эксперты. Еще до 5 баллов дается за соотношение доходов и расходов в регионе, столько же — за соотношение негативной и позитивной информации в СМИ и так далее. Но самая главная составляющая рейтинга (до 75%) — это мнения самих жителей региона, собранные фондом «Общественное мнение» в ходе опроса 56 900 респондентов. То есть, что бы ни говорили эксперты и статистика, все это может лишь подкорректировать место губернатора в шкале успеха, а базовую часть оценки дают обычные граждане.
«Профиль регионов» наглядно показывает, где именно губернаторы теряли очки, но сначала напомним, какие вопросы задавались респондентам и что за это получали губернаторы.
1. Довольны ли вы положением дел в регионе? Если довольных более половины, в губернаторскую копилку падает 15 баллов, менее 30% — 5 баллов, промежуточный результат (здесь и далее) оценивается десяткой.
2. Должен ли оставаться нынешний руководитель главой региона? Баллы распределяются аналогично предыдущему вопросу.
3. Глава региона работает хорошо? Чтобы здесь заработать желанные 15 баллов, нужно получить аж 60% положительных ответов.
4. Улучшается ли ситуация в регионе? Если позитивные перемены заметили хотя бы 30%, губернатор получит 15 баллов, а когда о них заявили менее 10% опрошенных — 5 баллов.
5. Улучшается ли экономика региона? Баллы распределяются как при ответах на четвертый вопрос.
И вот если мы заглянем в профили, то увидим капризы народной любви. Например, губернатор Кемеровской области Аман Тулеев имеет жирную «двойку» за соотношение доходов и расходов населения. Но от народа он получил почти все пятнашки (кроме пятого вопроса, где десятка) и занял четвертое место с результатом 90 баллов. А в Московской области за соотношение доходов и расходов — твердая «пятерка», но улучшение ситуации в регионе и экономике отмечают менее 30% респондентов, довольны текущим положением дел — менее половины.
Одна из главных причин недовольства жителей Подмосковья — инфраструктурные проблемы. Города, особенно Красногорск, Долгопрудный, Люберцы, Химки, стоят практически в круглосуточной пробке. При прошлом губернаторе Сергее Шойгу за считаные месяцы были построены эстакады на въезд в район Павшинская пойма, расширено Волоколамское шоссе в районе развязки с МКАД — и это дало надежду, показало, что транспортную проблему решать можно, причем быстро. А сейчас опять запахло безнадегой. Кроме того, в новых районах дома лепятся настолько плотно друг к другу, что нет места ни газонам, ни парковочным местам, ни детским площадкам. И счастливые новоселы вскоре впадают в депрессию.
Социологически это наглядно показывает рейтинг социального самочувствия, опубликованный ФоРГО в конце минувшего года. Для его составления помимо перечисленных выше вопросов граждан спрашивали: замечают ли они недовольство людей властями и готовы ли лично принять участие в акциях протеста? В этом списке Подмосковье заняло 48-е место (основательно откатившись назад по сравнению с временами губернатора Шойгу). Оно оказалось более готово к протесту, чем соседние Тульская, Рязанская и Калужская области. И это при том, что в Подмосковье нет своей Болотной площади.
А что же Москва, делегировавшая в 2012–2013 годах на протестные акции до сотен тысяч горожан? В рейтинге социального самочувствия она занимает благополучное место в первой десятке. А ее мэр Собянин продолжает подниматься в рейтинге эффективности губернаторов. И это при том, что столичное население, как правило, не блещет лояльностью к власти вообще и к «варягам» — в особенности. Удивительную закономерность подметил политолог и вице-президент Центра политических технологий Георгий Чижов. После выборов мэра социологи еще несколько раз проводили опросы о том, как проголосовали москвичи. «В реальности в день выборов у Собянина было чуть больше 50% голосов, — напомнил Чижов в разговоре с «МК». — Но уже через несколько месяцев о том, что голосовали за него, заявили почти 60% респондентов, а сейчас число избравших Собянина москвичей приближается к 65%. Лукавя таким образом, горожане очевидно показывают динамику роста популярности градоначальника».
Таким образом, контраст между отношением к своей власти в Москве и Подмосковье очевиден. Впрочем, подмосковный губернатор пока еще намного опережает занявшего последнее место губернатора Курганской области Богомолова, который был отставлен со своего поста сразу после публикации этого рейтинга.
Насколько подобные рейтинги могут повлиять на дальнейшую судьбу губернаторов? Георгий Чижов считает, что последнее место Богомолова и его отставка — не простое совпадение.
«На первых местах те, кому удалось сохранить или завоевать доверие жителей и, что немаловажно, элит, — сказал он «МК». — Это — залог управляемости регионом. Такие люди могут оставаться губернаторами вечно, и никто даже не вспомнит о ротации. Никто не напоминает Тулееву (4-е место) про то, что два срока было бы вполне достаточно. То же касается и занимающего 2-е место губернатора Калужской области Артамонова. Правда, в отличие от Тулеева, тут причина не только в личном авторитете, но и в том, что он наладил хороший инвестиционный климат. А те, кто занимает низшие места в рейтинге, попадают в зону риска. Основным потребителем этих рейтингов является все-таки не широкая публика, а Администрация Президента. Если там видят, что глава региона имеет малый вес либо не в состоянии решать проблемы региона, то задумываются о его замене. Причем сейчас, когда их стали всенародно выбирать, власть особенно не хочет проигрывать. И если видно, что на следующих выборах этот губернатор проиграет, то его заранее заменяют на врио, которому предстоит одержать победу. Для этого преемнику дадут довольно большой запас времени, чтобы отформатировать политическое пространство под себя и завоевать доверие избирателей. И вот давайте посмотрим на судьбы последней десятки рейтинга. Богомолов уже отставлен, президент Удмуртии Волков — тоже, Федоров перестал быть главой администрации Ненецкого автономного округа, Козлов — больше не губернатор Орловской области, остальные ждут своей очереди. Из тех, кто пока не является явными аутсайдерами, настораживает судьба глав регионов, которые стремительно теряют рейтинги, — в особенности губернаторов Волгоградской, Астраханской и некоторых других областей».