Сибкрай.ru. Идеология, институты, ценности – фундамент антихрупкости России Путина
В Фонде развития гражданского общества прошел круглый стол, на котором был представлен подготовленный фондом доклад «Антихрупкость» государства Путина: идеология, институциональные основы, ценностный выбор». Его авторы попытались ответить на вопросы о том, что лежит в основе устойчивости российского государства, ведь наша страна только в последние несколько десятилетий неоднократно находилась на грани... И какие факторы влияют на потенциал ее долгосрочного и эффективного развития.
В докладе представлена историческая ретроспектива. 31 декабря 1999 года в связи с досрочным уходом в отставку первого президента России Б.Н.Ельцина Председатель Правительства России Владимир Владимирович Путин приступил к исполнению обязанностей Президента страны. И это было совершенно другая страна, недели сейчас. Во время прямой линии в 2008 году В.В.Путин сказал: в начале 2000 года «мы стояли перед проблемами территориальной целостности страны. Мы были на грани развала социальной и экономической системы».
Однако Россия не только выстояла, но и сформировала все условия для своего дальнейшего развития.
«Мы анализировали процессы государственного строительства с декабря 1999 года, когда Владимир Путин заступил на пост. Именно этот период мы считаем наиболее важным для формирования системы антихрупости российского современного государства», – считает президент ФоРГО Константин Костин.
Поскольку, современное Российское государство как гарантированно жизнеспособный политический субъект создал Владимир Путин. «Некоторые базовые основы и структуры были учреждены или провозглашены и до прихода Путина, но только с началом его работы они стали выполнять необходимые функции».
Антихрупкость – состояние системы, при котором она улучшает свои показатели и процветает в ответ на хаос, стресс, потрясения, нестабильность. Этот термин придумал доктор философии, бывший трейдер и риск менеджер Нассим Николас Талеб.
«Формула «антихрупкости» государства Путина определена следующими образом: соответствие запросам граждан, баланс и адаптивность. Вся система власти синхронизируется и работает на интересы большинства. Государство способно гибко и своевременно реагировать на изменения внутренней и внешней среды, корректируя свои среднесрочные цели. И оно обладает для этого всеми необходимыми инструментами», – пояснил Константин Костин.
Под руководством Путина Россия прошла важнейшие этапы трансформации, которые в докладе ФоРГО были подробно проанализированы.
Так, на первом этапе (2000-2004 годов) работа шла на усиление присутствия федерального центра в регионах. Заметными вехами признаются наделение президента правом отрешать глав, их «удаление» из Совета Федерации, федерализация органов внутренних дел.
Следующий этап, пришедшийся на 2004-2012 гг., ознаменовали временная отмена прямых выборов губернаторов и упрощение процедуры их отрешения. «Проект вертикали исполнительной власти превращался в реальность. Была произведена значительная ротация губернаторского корпуса», – напоминают авторы.
Запуская в 2012 году третий этап трансформации, центр счел возможным восстановить прямые губернаторские выборы (в большинстве регионов), вернуть главам прежнюю степень легитимности ради повышения их авторитета и, соответственно, качества управления. К тому времени федеральное руководство уже достигло эффективного контроля над территориями.
В 2017-2018 гг. был отлажен механизм отбора и обучения кадрового резерва через конкурс «Лидеры России» и «школу губернаторов». Состоялась еще одна масштабная ротация губернаторского корпуса, в ходе которой в регионы целенаправленно делегировали значительное количество управленцев с опытом работы в федеральных органах власти.
Еще одним важнейшим достижением стала успешная интеграция воссоединенных с Россией Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей.
В РФ удалось создать смысловую платформу, на которой могли объединиться люди с разными воззрениями на советский, досоветский и постсоветский периоды российской истории. «Уменьшение внутренней политической конкуренции за счет тех или иных политических операций явилось гарантией антихрупкости системы, предохранения ее от различных внешних и внутренних вызовов», – заявили авторы.
Эксперты проследили и динамику изменения запросов населения. Так, в конце девяностых – начале двухтысячных маркерами времени были требования остановить террористическую угрозу и преступность, обнищание населения, засилие олигархов и разгул чиновничества. Однако постепенно акценты существенно изменились и сейчас наряду с традиционными запросами присутствует основной тренд на более гуманитарные составляющие – это комфортная жизнь, духовность, гордость за страну. «Изменение структуры запросов само по себе свидетельствует о существенной стабилизации общества», – сделан вывод в докладе.
Вместе с тем перед государством, по мнению экспертов ФоРГО, стоят восемь групп вызовов, над которыми «предстоит работать долго и тщательно». Речь идет о климатических, экологических, биологических, демографических, культурных, трудовых, цифровых и космических вызовах.
«По мере развития общества не исключено и появление новых групп вызовов. И эти вызовы могут оказаться куда более опасными, чем те, которые мы уже видим сейчас», – отмечается в докладе. Угрозы, с которыми государству придется столкнуться, определяются продолжающейся глобализацией, набирающей силу деглобализацией и логично продолжающейся регионализацией, считают эксперты.
Эксперты назвали главные вызовы, с которыми предстоит столкнуться России в будущем. Они выделили восемь групп: дестабилизация секторов экономики и регионов, климатические угрозы, экологические вызовы, связанные с качеством воды и воздухом, и биологические вызовы, связанные с бактериями и вирусами. Сюда же политологи отнесли угрозы демографии, культурные и трудовые вызовы, космические и цифровые угрозы.
«Только сильные государства смогут найти ресурсы на такую «круговую оборону». Очевидно, что сильных государств будет немного и, несомненно, Россия будет в их числе, – сделан вывод в докладе. – Остальные не смогут защитить своих граждан и предпочтут вступить в тесный блок с более могущественными державами», – отмечается в докладе.
Существующие же в России экономическая и политическая модели позволяет эффективно удовлетворять запросы граждан и обеспечивать функционирование государства. Кроме того, госсистема способна противостоять глобальным вызовам.
«Мы отмечаем способность государства оперативно реагировать на изменения внешней и внутренней среды в интересах граждан России, – прокомментировал документ глава фонда Константин Костин. – Наш вывод – Российское государство имеет потенциал долгосрочного функционирования», – подвел итог Константин Костин.
В Фонде развития гражданского общества прошел круглый стол, на котором был представлен подготовленный фондом доклад «Антихрупкость» государства Путина: идеология, институциональные основы, ценностный выбор». Его авторы попытались ответить на вопросы о том, что лежит в основе устойчивости российского государства, ведь наша страна только в последние несколько десятилетий неоднократно находилась на грани... И какие факторы влияют на потенциал ее долгосрочного и эффективного развития.
В докладе представлена историческая ретроспектива. 31 декабря 1999 года в связи с досрочным уходом в отставку первого президента России Б.Н.Ельцина Председатель Правительства России Владимир Владимирович Путин приступил к исполнению обязанностей Президента страны. И это было совершенно другая страна, недели сейчас. Во время прямой линии в 2008 году В.В.Путин сказал: в начале 2000 года «мы стояли перед проблемами территориальной целостности страны. Мы были на грани развала социальной и экономической системы».
Однако Россия не только выстояла, но и сформировала все условия для своего дальнейшего развития.
«Мы анализировали процессы государственного строительства с декабря 1999 года, когда Владимир Путин заступил на пост. Именно этот период мы считаем наиболее важным для формирования системы антихрупости российского современного государства», – считает президент ФоРГО Константин Костин.
Поскольку, современное Российское государство как гарантированно жизнеспособный политический субъект создал Владимир Путин. «Некоторые базовые основы и структуры были учреждены или провозглашены и до прихода Путина, но только с началом его работы они стали выполнять необходимые функции».
Антихрупкость – состояние системы, при котором она улучшает свои показатели и процветает в ответ на хаос, стресс, потрясения, нестабильность. Этот термин придумал доктор философии, бывший трейдер и риск менеджер Нассим Николас Талеб.
«Формула «антихрупкости» государства Путина определена следующими образом: соответствие запросам граждан, баланс и адаптивность. Вся система власти синхронизируется и работает на интересы большинства. Государство способно гибко и своевременно реагировать на изменения внутренней и внешней среды, корректируя свои среднесрочные цели. И оно обладает для этого всеми необходимыми инструментами», – пояснил Константин Костин.
Под руководством Путина Россия прошла важнейшие этапы трансформации, которые в докладе ФоРГО были подробно проанализированы.
Так, на первом этапе (2000-2004 годов) работа шла на усиление присутствия федерального центра в регионах. Заметными вехами признаются наделение президента правом отрешать глав, их «удаление» из Совета Федерации, федерализация органов внутренних дел.
Следующий этап, пришедшийся на 2004-2012 гг., ознаменовали временная отмена прямых выборов губернаторов и упрощение процедуры их отрешения. «Проект вертикали исполнительной власти превращался в реальность. Была произведена значительная ротация губернаторского корпуса», – напоминают авторы.
Запуская в 2012 году третий этап трансформации, центр счел возможным восстановить прямые губернаторские выборы (в большинстве регионов), вернуть главам прежнюю степень легитимности ради повышения их авторитета и, соответственно, качества управления. К тому времени федеральное руководство уже достигло эффективного контроля над территориями.
В 2017-2018 гг. был отлажен механизм отбора и обучения кадрового резерва через конкурс «Лидеры России» и «школу губернаторов». Состоялась еще одна масштабная ротация губернаторского корпуса, в ходе которой в регионы целенаправленно делегировали значительное количество управленцев с опытом работы в федеральных органах власти.
Еще одним важнейшим достижением стала успешная интеграция воссоединенных с Россией Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей.
В РФ удалось создать смысловую платформу, на которой могли объединиться люди с разными воззрениями на советский, досоветский и постсоветский периоды российской истории. «Уменьшение внутренней политической конкуренции за счет тех или иных политических операций явилось гарантией антихрупкости системы, предохранения ее от различных внешних и внутренних вызовов», – заявили авторы.
Эксперты проследили и динамику изменения запросов населения. Так, в конце девяностых – начале двухтысячных маркерами времени были требования остановить террористическую угрозу и преступность, обнищание населения, засилие олигархов и разгул чиновничества. Однако постепенно акценты существенно изменились и сейчас наряду с традиционными запросами присутствует основной тренд на более гуманитарные составляющие – это комфортная жизнь, духовность, гордость за страну. «Изменение структуры запросов само по себе свидетельствует о существенной стабилизации общества», – сделан вывод в докладе.
Вместе с тем перед государством, по мнению экспертов ФоРГО, стоят восемь групп вызовов, над которыми «предстоит работать долго и тщательно». Речь идет о климатических, экологических, биологических, демографических, культурных, трудовых, цифровых и космических вызовах.
«По мере развития общества не исключено и появление новых групп вызовов. И эти вызовы могут оказаться куда более опасными, чем те, которые мы уже видим сейчас», – отмечается в докладе. Угрозы, с которыми государству придется столкнуться, определяются продолжающейся глобализацией, набирающей силу деглобализацией и логично продолжающейся регионализацией, считают эксперты.
Эксперты назвали главные вызовы, с которыми предстоит столкнуться России в будущем. Они выделили восемь групп: дестабилизация секторов экономики и регионов, климатические угрозы, экологические вызовы, связанные с качеством воды и воздухом, и биологические вызовы, связанные с бактериями и вирусами. Сюда же политологи отнесли угрозы демографии, культурные и трудовые вызовы, космические и цифровые угрозы.
«Только сильные государства смогут найти ресурсы на такую «круговую оборону». Очевидно, что сильных государств будет немного и, несомненно, Россия будет в их числе, – сделан вывод в докладе. – Остальные не смогут защитить своих граждан и предпочтут вступить в тесный блок с более могущественными державами», – отмечается в докладе.
Существующие же в России экономическая и политическая модели позволяет эффективно удовлетворять запросы граждан и обеспечивать функционирование государства. Кроме того, госсистема способна противостоять глобальным вызовам.
«Мы отмечаем способность государства оперативно реагировать на изменения внешней и внутренней среды в интересах граждан России, – прокомментировал документ глава фонда Константин Костин. – Наш вывод – Российское государство имеет потенциал долгосрочного функционирования», – подвел итог Константин Костин.