Забmedia. Почему Забайкальский край не попал в лучшие регионы по экономике?
Фонд развития гражданского общества опубликовал рейтинг регионов РФ по социально-экономическим показателям в первом квартале текущего года. Несколько регионов Дальневосточного федерального округа вошли в ТОП-35 лучших, но Забайкальского края там нет. Что же стоит за этим фактом?
Удивить было нечем, впору удивляться самим
Ну, чем тут привлечь внимание бесстрастных авторов рейтинга? Разве что бравыми декларациями об успехах, ежедневно исходящих от команды губернатора. Но факты вещь упрямая, и они свидетельствуют лишь о тех негативных тенденциях в социально-экономическом развитии, которые мы наблюдали и в 2023 году. Первый квартал очень четко обозначил эти направления.
Цель исследования – оценка экономической эффективности реального сектора экономики субъектов, обеспечивающего в первую очередь благосостояние населения, объясняют авторы рейтинга. Как с этим у нас, в крае? Кроме промышленного производства в целом, которое, как отмечает Забайкалкрайстат, выросло в первом квартале на 1,5% к уровню того же периода прошлого года, удивить было нечем. Это традиционно произошло за счет добычи полезных ископаемых, которая возросла к январю-марту 2023 года на 2,2%. Хорошо, конечно, но и тут есть прорехи. Добыча каменного и бурого угля, так нужного сегодня для подготовки к зимнему сезону, уменьшилась на 1,4%, а добыча серебряных руд стала меньше на 25,5%.
Но вот в обрабатывающих производствах, где роль наших региональных министерств особенно должна быть велика, дела обстоят снова, в который раз, печально. Падение по отдельным видам производств просто зашкаливает. Производство текстильных изделий сократилось на 64,7%, одежды – на 9,8%. Тут понятно: рынок Забайкальского края в этих видах товаров мы так же, как и с продуктами питания, с легкостью отдали производителям других регионов, которые более предприимчивые, деятельные и зарабатывают на забайкальских потребителях большие капиталы. Но вот что вообще нельзя объяснить, так это то, что мы из года в год, из квартала в квартал теряем свои позиции в обработке леса, которого на территории края много, а также в производстве мебели. Их потери по сравнению с январем-мартом прошлого года составили в первом квартале по 9,7%. Та же тенденция была и на протяжении всего 2023 года. Где они, бывшие наши крупные леспромхозы, которые производили для внутреннего рынка и на экспорт качественный пиломатериал, шпалы, гнутоклееные конструкции и другую продукцию. Теперь гонят по дешевке за границу круглый лес, хотя здесь по закону имеются большие ограничения. А наши мебельные фабрики, с равнодушным взиранием на них со стороны региональных министерств, тоже, вероятно, махнули рукой на свое производство. Благо, что рынок мебели в крае заполнен, хотя цены на мебель растут большими темпами. А вот с пиломатериалами нередки перебои, да и цены на них стали непомерно высокими, что создает большие проблемы индивидуальным застройщикам.
Падают объемы и по другим производствам обрабатывающей отрасли. Возможно, поэтому у нас в крае уменьшилась и выработка электроэнергии, снабжение газом и паром, а также водоснабжение.
Село теряет производителей
Сколько раз в первом квартале текущего года мы слышали бодрые речи министра сельского хозяйства Дениса Бочкарева, который говорил о немалых успехах. А что на самом деле? Объем производства в отрасли упал на 3% по сравнению с первым кварталом прошлого года. Теряем в исконной нашей продукции. По сравнению с мартом 2023 года поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 0,9%, свиней – на 6,7%, овец и коз – на 7,7%, птицы – на 7,7%. Посему мяса, молока, яиц в первом квартале произведено только 97,8% от итогов того же периода прошлого года.
Почему в отрасли столь незавидные результаты? Ответ очевиден. Поскольку в сельском хозяйстве основной производитель – 86,4% – это хозяйства населения, то им и надо создавать благоприятные условия для производства и реализации продукции. Но этого в достаточном виде нет, поэтому содержатели частного скота предпочитают не наращивать, а сокращать свое подворье.
Авторы рейтинга не могли ухватиться и за строительство. Оно тоже упало по сравнению с прошлогодним первым кварталом на 15%. Жилья введено в строй 136,4 тысячи квадратных метров, из которых 117,9 тысяч возвели себе сами индивидуальные застройщики. Можно судить о возможностях наших строительных компаний в крае.
Теряет в обороте и розничная торговля. А вот цены растут по всем видам промышленной и продовольственной продукции.
Рожаем меньше, умираем больше
Это, конечно, не новость, но привыкнуть к пугающим цифрам невозможно. В первом квартале текущего года родилось младенцев на 7,5% меньше, чем в том же прошлогоднем периоде, а вот умерло больше – на 0,3%. Естественная убыль населения в крае составила 1233 человека. Да и откуда взяться росту рождаемости, если в первом квартале было зарегистрировало 1337 браков – на 7,5% меньше прошлогоднего первого квартала, а разводов 1537 – на 10,6% больше. Увеличилась и миграционная убыль – 1109 человек, что больше января – марта прошлого года на 104 человека. По официальным данным население огромного по территории Забайкальского края стало меньше миллиона – 982,1 тысячи человек.
Причины этого, конечно, разнообразны, но тенденции должны отслеживать и органы власти, поскольку причины, как видим, угрожающи и ставят под сомнение выполнение с помпой заявленных программ и стратегий социально-экономического развития края, которые просто некому будет выполнять. Думается, трудно доступное жилье в крае, где цены на квадратный метр больше, чем даже в центральных регионах страны, в этой тенденции играет не последнюю скрипку.
Красивыми словами, даже предвыборными, в изобилии льющимися из недр нашей региональной власти, все эти проблемы не решить.