СМИ о фонде

  |  28 февраля, 2014   |   Читать на сайте издания

ИА «Полит74» : Реформа МСУ с точки зрения южноуральских муниципалов

В России вновь объявлена реформа местного самоуправления. Произошло это после декабрьского послания президента РФ Владимира Путина, в котором эта тема занимала приоритетное место.
 
Сегодня уже на самом высоком уровне управленческой вертикали признается неэффективность прежней реформы МСУ, есть тому в подтверждение исследования специалистов, но главный критерий неэффективности – отсутствие гражданской активности. Люди даже на выборы перестали ходить, не говоря уже об участии в управлении собственными территориями. Поэтому все признают своевременность заданной президентом темы, реформу и модернизацию объявили, а в настоящее время идет сбор предложений от регионов с тем, чтобы сформулировать общую точку зрения и собрать идеи снизу в единый законопроект, которые рассмотрят депутаты Государственной Думы РФ.
 
Здесь выберем, а здесь назначим
 
Глава Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС) Вячеслав Тимченко озвучил на минувшей неделе модель организации местного самоуправления, которая набрала наибольшую поддержку в регионах, согласно поступившим в рабочую группу отзывам, пишет РБК daily. По его словам, в предложениях не говорится об отмене выборов мэра и нет противоречия со словами президента о том, что «мэры должны избираться», однако пояснил, что речь идет о сохранении выборности на уровне представительных органов. 
 
Предложения рабочей группы будут содержать идеи, предложенные в конце прошлого года Институтом социально-экономических и политических исследований и Фондом развития гражданского общества. ИСЭПИ предлагал продлить госвласть в городские округа и муниципальные районы с сохранением местного самоуправления на уровне поселений и внутригородских районов. 
 
В Фонде развития гражданского общества предлагают дать регионам возможность выбора из разных вариантов, в том числе сохранить городские собрания, которые смогут назначать сити-менеджера по представлению губернатора и выбирать главу города из числа своих депутатов. При этом городские думы могут формироваться или путем прямых выборов их членов, или из делегированных избранных районных депутатов (на выбор региона). 
Когда в государстве тяжело, помощь приходит от народа
 
А чего ждут от реформы сами представители местного самоуправления Челябинской области? Агентство Полит.74 задалось этим вопросом и решило узнать мнение тех, кто сегодня ближе всего к народу, глав самых маленьких и самых многочисленных территорий региона – сельских поселений.
 
Для справки, в Челябинской области 313 муниципальный образований, из них 270 -поселения, 243 - сельских и 27 - городских. В поселениях проживает около 30 процентов жителей региона.
 
Дегтярев Михаил Афанасьевич, глава Бродокалмакского сельского поселения, Красноармейского муниципального района:
 
- У меня большой опыт работы, и я все больше прихожу к выводу, что федеральные законы должны иметь рамочный характер. Нельзя детально прописывать одинаковые модели и для села, и для малого города, и для миллионника. Все правила строго регламентированы законом, от закупок булки хлеба для детского сада, до того, как мы должны организоваться, чтобы решать собственные проблемы. Но у нас разные условия, разные ситуации. Кто-то может себе позволить содержать освобожденного работника, кто-то посчитает нужным решать эту проблему на общественных началах. Надо дать больше свободы и регионам, и муниципалитетам, возможности самим жителям определять организационно-правовые формы, по одежке стягивать ножки.
 
- По-вашему, как должны складываться отношения между районным уровнем и поселенческим? Здесь много противоречий и разные звучат предложения по решению часто возникающих проблем взаимодействия.
 
- У нас такая система сложилась еще в советские времена, но тогда экономика работала по другому. Экономику поменяли, районную систему до сих пор используют. Через районы управляют поселениями, проводят бюджетное выравнивание, часто по непрозрачным правилам и без учета нужд самих поселений. Я считаю, что в идеале районы должны быть продолжением государственной власти. На этом уровне нет самоуправления. Но пока этого нет, районный представительный орган должен формироваться из глав и депутатов - представителей всех поселений, входящих в состав муниципального района. Тогда учитываются интересы всех поселений и решения принимаются более взвешенно в интересах людей, которые проживают в поселениях. На самом деле в районе есть много общих для всех поселений вопросов, и их необходимо решать всем вместе, а не только главой района. Эта форма уже предусмотрена российским законодательством, в ряде регионов ее достаточно успешно используют, но в Челябинской области до сих пор пресекались попытки ее внедрить, даже в качестве эксперимента.
 
- Почему?
 
- Тормозят амбиции районных и областных чиновников. Существующая система удобна им, но неудобна нам. Понимаете, когда есть деньги, форма управления не имеет большого значения. Есть что распределить и что контролировать. А когда денег нет, в государстве тяжело, всегда обращаются к людям: проявляйте активность и решите сами, как правильно распоряжаться тем, что есть, и как вам там самим зарабатывать, чтобы сохранить территорию. «Голь на выдумку хитра», и другой надежды, как только на само население, у нас нет. Следовательно людям надо дать больше возможности, а тогда и ответственности.
 
Кто-кто, а главы между собой найдут общий язык
 
Вопрос о принципе формирования районного представительного органа власти, когда он формируется из поселенческого представительства, не новый. В Челябинской области в разное время пытались это сделать в Аргаяшском и Красноармейском районах, но не набрали инициативного кворума. Дальше всех дошло дело в Кусинском районе. Это происходило, когда главой региона был Петр Сумин, но «в бой вступила тяжелая артиллерия», в район двинулось руководство ЗСО и часть поселений под их натиском отказалась от инициативы. Сегодня в Каслинском муниципальном районе девять поселений пытаются внедрить новую систему, регион не вмешивается, но на месте, мягко говоря, районные чиновники не рады инициативе снизу.
 
- Единственное, чего мы добиваемся таким способом формирования представительного органа власти – справедливости и равномерности распределения бюджета, - говорит глава Огневского сельского поселения Каслинского муниципального района Дмитрий Дорогин. – Не так, как это происходит сейчас, когда есть приоритетные для района поселения и все остальные. Нормально работать хотят все, и для этого мы должны знать, что происходит в районе. Единственный аргумент, которые приводят наши оппоненты: вы все между собой передеретесь. На мой взгляд, это не убедительно. Мы разберемся и примем честное и правильное решение. Огневское сельское поселение в прошлом году вышло с инициативой изменить принцип формирования представительного органа районной власти, нас поддержали коллеги, образовался кворум, позволяющий принять соответствующее решение. И сегодня администрация и собрание депутатов района придумывают, как бы им избежать подобных изменений. Отказались в этом участвовать только Касли, Вишневогорск и Береговой. Но мы попытаемся добиться цели. А если говорить о реформе МСУ, хотелось бы одного, приобрести возможность влиять на жизнь района и своих поселений, планировать работу, а не довольствоваться «берите пока дают, а то вообще ничего не получите». Это наши поселения, и ни кто кроме нас не сделает в них жизнь лучше.
 
Без добра сверху внизу ничего не меняется
 
- Я от реформы жду очень многого, - вступает в разговор заместитель главы Агаповского сельского поселения Юрий Заневский. - Может быть зря. Но послание президента Федеральному Собранию со 100-процентной точностью совпадало с позицией поселенческих муниципалов, по крайней мере, тех, кого я знаю. Поэтому и надеюсь, что нас будут слышать. Сегодня существует серьезный разрыв между районом и райцентром. Зачастую мы не имеем возможности задать необходимые вопросы, не знаем, какими принципами руководствуются районные депутаты, принимая те или иные решения. Там нет наших представителей. Я поддерживаю коллег в стремлении изменить принцип формирования районного совета депутатов на представительство. Но инициативу поддерживают в нашем районе только два поселения, остальные на словах «за», но с депутатами портить отношения опасаются. Их понять можно. К сожалению, без позволения сверху, низы ничего не могут сделать. Такова реальность. Мы пытаемся двигаться снизу, но от этого нет никакого результата. Даст ли предстоящая реформа горизонтали те полномочия и возможности, которые она заслуживает, пока ясности нет. Информация о разработках рабочей группы на федеральном уровне по внесению изменений в закон о МСУ выглядит сумбурной и ясности не дает. Но мы внимательно за всем наблюдаем, будет готов законопроект, разговор можно будет вести уже предметно.
 
Не выгодно быть сильными и самостоятельными или проще быть сирым и нищим
 
- Первый и самый главный вопрос, который должна решить реформа МСУ, выработать эффективную и внятную систему распределения финансовых средств, - считает глава Тимирязевского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Владимир Горев. - Налоговая база, большая ее часть, должна идти на решение вопросов жизнедеятельности муниципальных образований. Сегодня много денег аккумулируется в районе, а он, по сути, исполняет надзорные функции. Правильно Путин сказал в своем послании, «районный уровень фактически выхолощен», у него нет ни территории, ни населения, минимум полномочий и больше денег, чем у нас, власти, которая ближе всех к народу.
 
- Вот вам пример, - продолжает Владимир Николаевич, - за муниципалитетами закреплены три источника бюджетного дохода – налог на доходы физических лиц, налог на землю и аренда муниципального имущества. Самый внушительный источник – НДФЛ – в поселении остается только 10 процентов от собираемой суммы. 20 процентов идет в район, 30 – в регион, остальные – на федеральный уровень. 50 процентов аренды остается в поселении, 50 - уходит в район. Сегодня аппарат Чебаркульского района расходует за год 19 миллионов рублей, бюджет Тимирязевского сельского поселения, в котором проживает 5 тысяч жителей, составляет 12 миллионов рублей. При этом Тимирязевское сельское поселение не дотационное, живет только за счет своих доходов. Соседнее поселение, с таким же числом жителей, где развалились все предприятия, в том числе совхоз, собирает только 4 миллиона рублей, 8 - получает в качестве дотаций. Мы работаем по-разному, а живем одинаково. Скажите, мне выгодно развиваться? Нет! И я неоднократно поднимал вопрос о том, что самостоятельные муниципальные образования, должны жить лучше. Иначе смысла стараться не будет, проще быть сирым и нищим.
 
- Еще один вопрос, который не вписывается в законы логики, - рассуждает глава поселения, - о противоречии и двоевластии. Покажу на одном примере. В поселении дороги поселенческие, между деревнями – дороги района. До конца деревни чищу, а дальше это должен делать район. Снег выпал, звоню, прошу его это сделать. В ответ: у нас денег нет. В 2011 году я заплатил штраф в размере 30 тысяч рублей за то, что почистил дорогу между деревнями. Ребятишек по ней возят в школу, выхода не было, загнал грейдер, транспорт с щебнем. Получил взыскание: нецелевое расходование, не свое делаю. Но возят-то по этой дороге наших ребятишек! И ребенку без разницы, чья это дорога. Он должен ежедневно без риска для жизни и здоровья попадать в свое образовательное учреждение. И избиратели мне говорят: «Тебя выбрали, ты и решай!». А я не могу решить, не имею права.
 
Следующий аргумент. Мы несколько раз пытались принять участие в региональных целевых программах. Оформляли заявки и пытались самостоятельно выходить на профильные министерства. Нет, говорят нам, пусть эту заявку включит в свою программу район. Он полгода эту программу рожал, в результате мы остались без денег, хотя возможность получить финансирование была. Вы же понимаете, не району это надо, а нам. Мы каждый день сталкиваемся с проблемами, и нас люди упрекают, что мы их не можем решить.
 
За инициативу, но без «матрешек»
 
Вопрос — район-поселение - в системе МСУ практически для поселенческого уровня является главным. Не удивительно, что время от времени мы наблюдаем скандалы между теми и другими. К примеру, они сотрясают много лет Коркино и Коркинский район. Понятно, что это уже скорее объективное, а не субъективное явление. Среди экспертов обсуждается эта тема. Одни считают, что районы – пережиток советской системы, ненужная надстройка, удобная только региональным чиновникам. Если разобраться, у них нет территорий, населения с общей инфраструктурой и основой для самоорганизации – главного признака самоуправления, зато есть административный вес, виртуальный, считают эти эксперты. Другие говорят о том, что без этого уровня все равно не обойтись и предлагают объединить поселенческое самоуправление районного центра и муниципального района. Районы сопротивляются, главы поселений тоже. Как сказал один из наших собеседников, инициатива снизу сегодня обречена на провал, если нет благословения сверху.
 
Однако относительно выбора варианта формирования представительного органа района, по мнению заместителя председателя Законодательного Собрания Челябинской области Семена Мительмана, давить активность низов сверху никто не собирается.
 
- Сегодня это право самих поселений. Для того чтобы внедрить подобную инициативу, есть все законодательные основы. В этом плане даже реформа не нужна. Если кто-то вам говорит, что ЗСО против инициативы поселений, не верьте. Никто не собирается вмешиваться в вопросы муниципалитетов, тем более давить инициативу. Это их территория, они за нее отвечают, пусть сами устраивают свою жизнь, так, как это удобно жителям.
 
- Но сопротивление есть, районы категорически не приветствуют изменений.
 
- Потому что это меняет привычный для кого-то благополучный сложившийся уклад, и кое-кто не хочет расставаться со своими креслами. Я вообще против, так называемых, «матрешек».
 
- «Матрешки» - это что?
 
- Двухуровневая система самоуправления: районы и поселения. Когда на одной территории две администрации, два собрания депутатов. Они сидят в зданиях напротив и грызутся между собой.
 
- Если говорить о реформе МСУ, что на ваш взгляд, имеет смысл поменять в сегодняшней системе?
 
- Я за то, чтобы исполнительная власть назначалась сверху донизу, а вот представительный орган надо выбирать.