В настоящее время, помимо результатов опросов различных социологических служб, существует множество различных политических рейтингов, которые составляют многочисленные консалтинговые службы. Они, как правило, касаются как регионов, так и региональных властей, их эффективности, влиятельности, цитируемости в СМИ. Аналитики, составляющие данные рейтинги, опираются на многочисленные, порой даже спорные признаки активности руководителей субъектов РФ. (К примеру, может учитываться наличие у губернатора аккаунта в социальных сетях.)
Можно назвать такие рейтинги, как «Медиалогия» (медиарейтинг), «Рейтинг политической «выживаемости» губернаторов», «Рейтинг влияния глав субъектов РФ», «Рейтинг эффективности управления в субъектах РФ» и прочие. Многие из них позволяют довольно объективно оценить состояние дел в регионах, а также показать реальную влиятельность того или иного субъекта политики, поэтому данные рейтингов консалтинговых агентств охотно цитируют СМИ, а также к ним (хоть и не всегда) прислушиваются власти.
К примеру, один из последних рейтингов – «Рейтинг эффективности губернаторов», выпущенный Фондом развития гражданского общества совместно с Фондом Общественное Мнение (ФОМ), газетой «Известия» и «Национальной службой мониторинга», – является своего рода «гамбургским счётом», с помощью которого группа политтехнологов и исследователей попыталась выработать обобщённый рейтинг, позволяющий судить о деятельности губернаторов. Этим же рейтингом, как сообщают СМИ, будет руководствоваться администрация президента России.
В данном рейтинге, где 75% результата основано на опросах о доверии к главе субъекта РФ, проведённых ФОМ до ноября 2013 года, Рамазан Абдулатипов занял 19–20 место в первой группе руководителей регионов как глава «с очень высоким рейтингом» (своё место он делит с главой Самарской области Николаем Меркушкиным). Отметим, что, по данным «ЧК», ФОМ проводил опрос о доверии населения к главе республики в феврале-марте 2013 года, то есть в период, когда глава Дагестана только-только пришёл к власти, делал громкие заявления, стал зажимать муниципалов и требовать изменений в здравоохранении. И поэтому озвученные ФОМ, а затем повторяемые Абдулатиповым данные о поддержке его 72,2% населения – это объективные результаты, собранные год назад, на пике популярности нового главы, а также больших надежд, связанных с его приходом. Поэтому один из авторов «Рейтинга эффективности губернаторов» – руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев, – комментируя результаты, связанные с Дагестаном, строго подчёркивает: «Что касается Дагестана, то это некий кредит доверия Абдулатипову. Его высокое место – результат опросов населения и экспертов».
Что касается Дагестана, то, по признанию источников «ЧК» в различных консалтинговых агентствах, исследователи боязливо относятся к идее работать в субъектах Северного Кавказа, поэтому при составлении рейтингов руководствуются либо старыми данными, либо информацией, которой не вполне могут сами доверять. (Что примечательно, в москвах с недоверием относятся и к результатам тех социологических исследований, которые проводятся местными специалистами.) Поэтому, говоря о ситуации на Кавказе, часто делают оговорки.
Кто первый?
Если же говорить о нашей республике, то широкая общественность не так хорошо знает ситуацию в Дагестане, а к существующим информационным каналам, сообщающим хоть какую-то социологию, местное население относится с недоверием. Исследовательские группы, работающие в Дагестане, собирают данные о состоянии республики исключительно на заказ, где одним из пунктов договора является сохранение результатов исследований в тайне. Поэтому о том, сколько, к примеру, процентов населения республики хочет, чтобы власть избиралась всенародным путём, а сколько категорически против этого, или же какой процент населения желает жить при шариате, а какой нет, остаётся только догадываться.
В будущем мы при тесном взаимодействии со специалистами-социологами намерены публиковать результаты различных социологических опросов, а пока же поделимся с вами собственным исследованием.
В течение двух недель газета «Черновик» проводила экспертный опрос1, в ходе которого просила респондентов назвать десять самых влиятельных (на их субъективный взгляд) дагестанцев, оказывающих воздействие на политику республики, а также расположить их в порядке убывания их влиятельности. Редакция опросила 50 человек, среди которых были политики, чиновники, журналисты, эксперты, представители интеллигенции и общественности.
Результаты опроса показали следующее. Ровно половина опрошенных считает, что самым влиятельным политиком в Дагестане является действующий глава республики Рамазан Абдулатипов. При этом многие респонденты подчёркивают, что влиятельность главы РД связана в первую очередь с его статусом, поддержкой его инициатив со стороны федерального центра. Ещё одиннадцать человек считают, что самый влиятельный дагестанец – это член Совета Федерации Сулейман Керимов. В его активе, как известно, большой капитал и лоббистские возможности. В качестве самых влиятельных дагестанцев были названы Саид Амиров (5 человек) и экс-глава Госсовета РД Магомедали Магомедов (4 человека). Владельцев группы «Сумма» Магомеда и Зиявудина Магомедовых называют самыми влиятельными два человека. И по одному опрошенному высказались в пользу президента РФ Владимира Путина, главы ОПФР РФ по РД Сагида Муртазалиева и начальника УФСБ РФ по РД Андрея Конина.
Но эти данные приведены, так сказать, в «социологическом разрезе». Обработка полученных результатов(методику подсчёта величины влияния см. ниже) показывает совершенно иные и более объективные результаты, позволяющие судить о том, кто из дагестанцев выделяется своей влиятельностью.
На первом месте по совокупности баллов, причём с большим отрывом, находится Рамазан Абдулатипов. У него 423 балла, показывающих степень его влияния в республике. С отрывом в 206,5 балла от главы Дагестана на второй позиции находится мэр Хасавюрта Сайгидпаша Умаханов (261,5). Совершенно неожиданный для «ЧК» результат респонденты объясняют сильным влиянием Умаханова на аварцев, которое в последние годы усилилось, в том числе и из-за поддержки им различных культурных национальных проектов, а также определённым авторитетом у лакцев и лезгин.
Чуть менее влиятелен, чем мэр Хасавюрта (уступает 11 баллов), миллиардер Сулейман Керимов (250,5). Третья позиция в экспертном опросе, как предполагает «ЧК», связана с тем, что жизнь сильно потрепала нервы и карманы дагестанского магната: потери в «Уралкалии», смена политического курса в Дагестане, сломавшая ряд денежных проектов, и самый сильный имиджевый удар – крушение «Анжи». Но, несмотря на все потери, респонденты высоко оценивают его потенциал и влияние.
На четвёртой строчке рейтинга находится олимпионик Сагид Муртазалиев (233,5). Его политическая непотопляемость, дружба не только с влиятельными дагестанскими политиками и магнатами, но и с главой ЧРРамзаном Кадыровым, прочные позиции в ряде муниципалитетов республики, поддержка одной из групп силовиков показывают, что Аттилу, как иногда называют в прессе Муртазалиева, рано списывать со счетов.
В пятёрке влиятельных политиков временно отстранённый мэр Махачкалы Саид Амиров. Его колоссальное влияние в своё время на Махачкалу, на жизнь республики в целом, извечное соперничество с руководителями Дагестана за главенство «в хате», по мнению многих респондентов, сохраняется.
Тюремные решётки не преграда для его, хоть и сильно усечённого, влияния на Дагестан, считают они.
Эксперты посчитали, что влияние братьев Магомедовых в республике в целом и на главу Дагестана в частности не стоит преувеличивать. Поэтому владельцы «Суммы» находятся на седьмом месте (148 баллов). Первый вице-спикер Совета Федерации Ильяс Умаханов (127), которому отдельные наблюдатели прочат в будущем президентский пост, занимает лишь девятую строчку рейтинга, а соратник и возможный, по слухам, кандидат в главы Махачкалы, вице-премьер Абусупьян Хархаров (120) – десятый.
Отдельно можно выделить позиции в рейтинге экс-президента РД Магомедсалама Магомедова (11 место), мэра Дербента Имама Яралиева (13 место), главы УФК РФ по РД Сайгидгусейна Магомедова (16 место) и экс-премьера, и. о. ректора ДГПУ Магомеда Абдулаева (19 место). В таблице видно, как по-разному в баллах оценивают респонденты возможности этих политиков (потенциальных кандидатов в главы Дагестана) влиять на жизнь республики. Абдулаев в рейтинге делит своё место с министром физкультуры и спорта РД Магомедом (Большим Махачом) Магомедовым. Такое высокое влияние экс-премьера респонденты связывают с патронажем премьер-министра России Дмитрия Медведева, а также со скандалом вокруг выборов ректора ДГПУ в той части, где Абдулаев смог отбиться от нападок влиятельных конкурентов.
Интересно нахождение в списке влиятельных персон двух силовиков – министра ВД по РД Абдурашида Магомедова (17 место) и начальника УФСБ РФ по РД Андрея Конина (22 место). На взгляд «ЧК», они занимают слишком низкое в рейтинге положение, так как статус силовиков позволяет оказывать мощное непубличное влияние на политику и самим быть её субъектами. Такой же неоправданно низкий рейтинг влияния у главы Дербентского района Курбана Курбанова. Учитывая его происхождение (азербайджанец по национальности), а также прекрасные деловые и межличностные отношения с Азербайджаном, он (его семья) не может считаться персоной, влияющей на жизнь всего лишь одного из муниципалитетов республики.
Группы влияния
Данный рейтинг интересен и с точки зрения влияния существующих в республике политических групп. Приход Рамазана Абдулатипова, как известно, внёс сумятицу в систему былых договорённостей между кланами и финансово-политическими группировками (ФПГ). Сейчас идёт процесс появления новых ФПГ, группирующихся как по национальному признаку, так и по признаку политических интересов.
Можно выделить следующие группы, в которые мы включили только тех политиков, кто упомянут в рейтинге:
1. Группа Рамазана Абдулатипова. В неё входят сам глава РД, спикер НС РД Хизри Шихсаидов, премьер Абдусамад Гамидов, Абусупьян Хархаров, братья Магомедовы (группа «Сумма»), министр образования, науки и молодёжной политики Шахабас Шахов, глава Каспийска Джамалутдин Омаров и министр экономики и территориального развития РД Раюдин Юсуфов. Совокупный показатель влияния этой группы равен 1 013,5 балла.
2. Группа Магомедсалама Магомедова. В ней состоят (судя по рейтингу) сам Магомедов, его отец – Магомедали Магомедов, Ильяс Умаханов, экс-премьер Мухтар Меджидов, Курбан Курбанов, Сулейман Керимов и депутат Госдумы Магомед Гаджиев. Не исключено примыкание к этой группе бывших «амировских» (к примеру, Яралиева), а также участие ресурса самого Амирова. Поэтому, по нашим расчётам, совокупный показатель влияния этой группы равен 866 баллам.
3. Группа Ризвана Курбанова. Сам депутат Госдумы, Сагид Муртазалиев и меценат Омар Муртазалиев. Группа кажется куцей, но надо учесть не только лоббистские возможности самого Курбанова в среде силовиков, влияние Сагида Муртазалиева на отдельных глав МО, а также главы Чечни Рамзана Кадырова. Поэтому к суммарному показателю влиятельности этой группы мы можем смело прибавить баллы Кадырова, равные влиянию Сагида Муртазалиева, то есть 233,5. Совокупный показатель влияния этой группы равен 613 баллам.
4. Группа Сайгидпаши Умаханова. Данная способна вобрать в себя многих местечковых аварских лидеров, которые хоть и не вошли в данный рейтинг влиятельности, но на местах имеют сильное влияние и, объединив свои усилия, способны, что называется, наделать делов. Её потенциал мы оставляем без точной оценки, но почему-то уверены, что она не уступает по своей мощности вышеперечисленным.
P. S. «ЧК» намерен публиковать дагестанский рейтинг влияния на регулярной основе, раз в квартал. Общество, как и политики, в том числе на федеральном уровне, должно знать, кого в Дагестане можно назвать влиятельным, а кого не очень. Из раза в раз мы будем привлекать для проведения экспертного опроса всё больше и больше респондентов, разрабатывать шкалу дополнительных оценок, позволяющих с наибольшей точностью добиваться объективности исследования, а также приводить данные о влиятельности того или иного политика в динамике. Анализ динамики, а также активности политиков в информационном пространстве (в первую очередь) будет позволять судить о реальном росте или снижении влияния не только конкретно взятого политика, но и той финансово-политической группы или клана, от имени которых он выступает.
Повторимся, что рейтинг влиятельности не является рейтингом доверия общества к власти. Политик может обладать колоссальным влиянием, но при этом не пользоваться доверием общества. В прошлом наша редакция выясняла настроения общества путём sms-голосования. Мы выявляли, кого наши читатели хотели бы видеть «народным президентом Дагестана», «народным министром внутренних дел», «народным прокурором республики». Конечно, предлагаемый нами способ – узнавать общественное мнение путём отправки смс – был далеко не научным и имел массу претензий и недостатков. Особенно это проявилось в периоды, когда мы выявляли «народных президентов». Группа сторонников двух остро конкурирующих кандидатов, применяя различные ресурсы, обязывала своих подчинённых голосовать (отправлять в поддержку смс) за ту или иную кандидатуру. И порой бывало так, что отправивший смс даже и не подозревал, что за кого-то проголосовал.
Тем не менее должны особо подчеркнуть, что, несмотря на массу недостатков, такой способ установления общественного мнения имел и свои плюсы. Самый главный из них: выявление амбиций и ресурсов тех лиц, которые бывали перечислены как возможные кандидаты в президенты Дагестана. К сожалению, широкие массы ещё не осознали (тому виной низкий уровень политической и правовой культуры), что они тоже являются ресурсом в руках финансово-политических групп и кланов. И если их можно заставить против их воли отправить смс в поддержку какого-либо кандидата, то и на реальных выборах с ними поступят точно так же! Противодействие этому есть. «Рецепт» заключается в более внимательном отношении к происходящим вокруг событиям, осознании тех политических шагов и программ, что предлагают те или иные политические силы, и тогда уже народ превратится из ресурса (объекта политики) в силу, заявляющую свои требования к власти и отдельным их представителям (субъект политики).
«Черновик» намерен уже со следующей недели начать новый этап изучения общественного мнения путём sms-сообщений.
Методика подсчёта величины влияния
Согласно поставленному редакцией «ЧК» вопросу, респонденты составляли список из десяти влиятельных дагестанцев, расположенных в порядке убывания их влиятельности. Лицу, занимающему в списке первую строчку (наиболее влиятельному, по мнению респондента), присваивается десять баллов. Всем последующим в списке персонам, соответственно, присваиваются баллы в порядке убывания, от девяти до одного.
Для уточнения результата мы разделили респондентов на три группы:
– «эксперты» – респонденты, профессионально занимающиеся политикой или политологией, отлично знающие политический ландшафт либо занимающиеся «включённым наблюдением» (т. е. изучают ситуацию изнутри);
– «наблюдатели» – респонденты, периодически занимающиеся изучением политических процессов, знающие о политических процессах в силу своей профессии (журналисты, общественные деятели), хорошо знающие политический ландшафт Дагестана;
– «обыватели» – респонденты, не занимающиеся изучением политических процессов на экспертной или профессиональной основе, формирующие свои суждения путём изучения СМИ, социальных сетей и слуховой среды, а также самостоятельным анализом происходящих событий.
К каждой оценке «эксперта» мы прибавляли дополнительный балл, к оценке «наблюдателя» – 0,5 балла. Это было сделано для того, чтобы при обработке результатов данного опроса мнения специалистов были более «тяжеловесными» и, соответственно, показывали более объективный результат.
Место в рейтинге влияния определяется путём суммирования всех баллов, отданных респондентами за то или иное лицо, а также прибавлением к результату дополнительных баллов, отданных «экспертами» и «наблюдателями».
Из приведённой таблицы рейтинга влияния исключены фамилии, встречающиеся меньше двух раз.