События и комментарии экспертов фонда

  |  27 февраля, 2023   |   Читать на сайте издания

Телетрансляция послания президента стала самой рейтинговой за последние четыре года

Телевизионную трансляцию послания президента России Владимира Путина Федеральному собранию 21 февраля посмотрело 13,7 млн россиян старше четырех лет, которые проживают в городах России с населением от 100 000 человек, следует из данных Mediascope. Совокупный рейтинг трансляции (среднее количество смотревших трансляцию, выраженное в процентах от всего населения) достиг 13%, а доля (среднее количество зрителей трансляции, выраженное в процентах от числа тех, кто находился в конкретный момент у экранов телевизоров) – 68,8%. При подсчете данных учитывался домашний и дачный просмотр, отмечают в Mediascope.

Эти показатели, по данным медиаизмерителя, являются рекордными за последние четыре года. В период с 2019 по 2021 г. максимальный охват телетрансляции (количество человек, смотревших телепрограмму хотя бы одну минуту) составил 9,1 млн россиян (в 2021 г.). Самые высокие рейтинг и доля за этот период – 8,3% и 51,2% соответственно (тоже зафиксированы в 2021 г.). В 2022 г. президент не обращался с посланием к Федеральному собранию.
 
Во время своего обращения 21 февраля Путин отметил, что цель западных стран на Украине – перевод локального конфликта в фазу глобального противостояния и стратегическое поражение России. «Те, кто планировали новую атаку на Донбасс, на Луганск, четко понимали, что следующая цель – удар по Крыму и Севастополю», – сказал он. Начало СВО президент объяснил желанием защитить страну. Кроме того, глава государства призвал предпринимателей инвестировать в страну, объявил об односторонней приостановке Россией участия в Договоре о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-III), а правительство призвал подготовить дополнительные меры по деофшоризации экономики.
 
Показатели телесмотрения послания Федеральному собранию в Москве тоже стали рекордными. Охват трансляции в столице составил 2,7 млн человек, совокупный рейтинг – 13,4%, а доля – 74,2%, следует из данных Mediascope. Ранее максимальные показатели были зафиксированы в 2021 г.: тогда охват достиг 1,9 млн человек, рейтинг – 9%, а доля – 60,6%.
 
Но в этом году послание президента транслировало больше каналов, чем в предыдущие, а именно шесть. Среди них – «Первый канал», «Россия 1», НТВ, «Россия 24», «Мир», «Соловьев Live» и «Звезда». В 2020-2021 гг. послание транслировали пять каналов: «Россия 1», «Первый канал», «Россия 24», «Мир» и НТВ (2021 г.) или ОТР (2020 г.). В 2019 г. – три телеканала: «Россия 1», «Первый канал», «Россия 24».
 
Лидером по охвату трансляции в 2023 г. в крупных российских городах стал телеканал «Россия 1»: у него этот показатель составил 5,1 млн человек. На втором месте – «Первый канал» (5 млн человек), на третьем – НТВ (2,7 млн). При этом лидерство по доле в прямом эфире – у «Первого канала» (25%). У «России 1» этот показатель достиг 24,9%, у НТВ – 10,8%. Рейтинги у «Первого канала» и «России 1» равные – 4,7%. Третью строчку занял НТВ – 2%.
 
Высокие показатели трансляции, во-первых, объясняются уникальностью ситуации, считает председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин: «Ни одно из предшествующих посланий не приходилось на столь драматичный период в жизни страны». Во-вторых, на рейтинги повлияла и качественно реализованная кампания по информированию населения о послании, добавил он.
 
Еще один фактор интереса аудитории – «эффект отложенного послания», которое не состоялось в прошлом году, считает вице-президент Центра политтехнологий Ростислав Туровский. Как поясняет он, россиян в первую очередь интересовали дальнейшие планы государства по спецоперации и социально-экономическому развитию страны: «Послание во многом было сфокусировано на этих вопросах».