http://www.afanasy.biz: Эффект губернатора
На прошлой неделе был опубликован самый масштабный рейтинг эффективности глав регионов в новейшей истории России. Его подготовил Фонд развития гражданского общества совместно с другими ведущими исследовательски-ми институтами страны. О том, на что влияют рейтинги, нашему изданию рассказал руководитель Центра политических исследований Фонда развития гражданского общества, один из составителей рейтинга, который уже называют кремлевским, Андрей Кочетков
— В нашей стране исследования эффективности губернаторов проводятся достаточно часто. Так, в 2013 году анализ деятельности руководителей субъектов сначала подготовил Минрегион РФ, а затем Агентство политических и экономических коммуникаций. Андрей Александрович, расскажите, пожалуйста, чем ваш рейтинг отличается от предыдущих? На основании каких критериев он формировался?
— Наш фонд внимательно следит за социальными запросами, которые возникают в российском обществе. Требовательность граждан к властям, в том числе на региональном уровне, постоянно возрастает. Они хотят знать, насколько успешно губернаторы справляются с возникающими трудностями, как они реализуют программы, направленные на улучшение жизни людей. В середине прошлого года мы решили создать качественно новый — интегральный рейтинг, который поможет как населению, так и экспертному сообществу получить более полное и объективное представление о том, насколько эффективно работают региональные власти.
Предыдущие рейтинги эффективности губернаторов составлялись, как правило, на основе только одного исследовательского модуля. Чаще всего это был экспертный опрос. Мы же, разработав собственную уникальную методику, поставили во главу угла мнение жителей регионов. Фонд «Общественное мнение» в ноябре 2013 года провел опрос «Георейтинг», в котором приняли участие 56,9 тыс. респондентов по всей стране. Люди оценивали работу своих губернаторов по широкому ряду критериев, отвечали на вопросы, связанные с положением дел в регионе, состоянием экономики, тем, насколько хорошо работает региональная власть. В числе прочего респондентам предлагали ответить на вопрос, нужен ли региону новый глава или будет лучше, чтобы нынешний руководитель продолжил исполнять свои обязанности. При составлении рейтинга мы также учли данные экономической статистики каждого субъекта, социальное самочувствие, отношения региональной власти и бизнеса, оценки деятельности губернаторов в СМИ и экспертном сообществе.
В итоге мы распределили губернаторов по четырем группам: «очень высокий рейтинг», «высокий рейтинг», «средний рейтинг» и «рейтинг ниже среднего». Мы получили огромное количество самых разных отзывов, в том числе и от руководителей регионов. Это говорит о том, что нам удалось сделать достойное исследование. Глобальный продукт и не предусматривает какую-то односложную реакцию.
— Понятно, что ситуация в регионах России различается. Тем не менее можно ли с помощью вашего исследования составить собирательный портрет успешного губернатора?
— В лидирующую группу вошли совершенно разные субъекты РФ, успех которых формировался на протяжении многих лет. Так, Ямало-Ненецкий автономный округ развивается во многом благодаря наличию природных ресурсов, а вот Калужская и Белгородская области вошли в число лучших потому, что в свое время их руководители создали на своей территории благоприятный деловой климат и смогли привлечь российских и зарубежных инвесторов. Наш рейтинг показал, что эффективный губернатор — это управленец, который хорошо знает ситуацию в своем регионе, его слабые и сильные места. Он, отталкиваясь от особенностей территории, которой управляет, составляет четкий план ее развития, а потом методично его реализует.
— Некоторые эксперты считают, что администрация президента будет использовать ваш рейтинг в своей работе. Высказывается предположение, что на его основе некоторые губернаторы, попавшие в самую последнюю группу, даже рискуют потерять свои посты. Вы с этим согласны?
— Когда на высшем уровне принимаются те или иные решения, используется большое количество информации и учитывается множество различных факторов. Наш рейтинг может стать одним из инструментов оценки эффективности работы губернаторов. Не исключаю, что он будет использоваться на самом высоком государственном уровне. Надеюсь, что наш опыт и разработки могут существенно помочь в вопросах государственного управления.
Отмечу, что для губернаторов попадание в последнюю группу рейтинга — это серьезный повод задуматься. Мы считаем, что в наше время, когда структура общества усложняется, для принятия эффективных решений управленцы должны опираться на научные исследования. В Европе и США власть активно использует разработки ведущих исследовательских институтов, «мозговых центров». Несомненно, Россия тоже должна пойти по этому пути. Думаю, если губернаторы будут пользоваться данными нашего исследования для того, чтобы понять, в каких направлениях дела в их регионе идут хорошо, а в каких есть недостатки, это позитивным образом отразится на качестве их работы. Мы будем совершенствовать нашу методику, чтобы сделать рейтинг еще более объективным.
— Руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин заявил, что в следующих рейтингах также будет учитываться исполнение майских указов президента Владимира Путина. Что будет оцениваться — достижение конкретных показателей (уровень зарплат и т.п.) или механизм этого достижения?
— Безусловно, при составлении наших следующих рейтингов мы будем учитывать то, как губернаторы выполняют поручения президента. Нам потребуется некоторое время, чтобы разработать для этого необходимые методики. Исполнение майских указов президента носит крайне важный характер. От того, как будут выполнены масштабные социальные программы, зависит уровень и качество жизни людей. Для губернаторов это проверка, которая покажет, способны ли они решать сложные задачи наиболее эффективным способом.
Я не согласен с теми экспертами, которые считают, что исполнение майских указов может негативно сказаться на субъектах. Многое зависит от того, какую именно экономическую политику ведут губернаторы. Например, та же закредитованность регионов, о которой сейчас много говорят, бывает как «хорошей», так и «плохой». Некоторые субъекты берут кредиты на удовлетворение своих текущих потребностей, а другие используют заемные средства для развития инфраструктуры. Здесь очень многое зависит именно от губернатора, от тех решений, которые он принимает.
— Рейтинг показал, насколько неравномерно развиваются регионы. Может быть, федеральный центр на основе такого масштабного исследования со временем изменит бюджетную политику в отношении субъектов?
— Политика федерального центра в отношении регионов меняется в зависимости от экономической ситуации в России и тех задач, которые стоят перед нашей страной. Несмотря на некоторые негативные прогнозы, экономическая ситуация в России пока стабильна, а значит, каких-то серьезных перемен в межбюджетной политике, скорее всего, не произойдет. Возможно, со временем, когда мы будем проводить наше исследование регулярно, то сможем проследить, как меняется ситуация в регионах в динамике. Пока об этом рано говорить.
— Основа вашего рейтинга — мнение простых людей. Как вы думаете, имеют ли жители субъектов возможность влиять на региональную политику?
— Люди с большим интересом обсуждают наш рейтинг в социальных сетях и блогосфере. Насколько я знаю, администрации и правительства субъектов за этим внимательно наблюдают и, конечно, делают свои выводы. Если губернаторы хотят переизбраться, им придется учитывать общественное мнение, прислушиваться к потребностям людей. Показательно, что первые лица многих регионов целенаправленно сотрудничают с лидерами местной блогосферы. Я считаю, что влияние общества на власть в России будет возрастать. Одним из механизмов этого влияния станет и наше исследование.
— Ваш рейтинг будет выходить с периодичностью 10 раз в год. Следующий выход намечен на март. Планируете ли вы дополнить или изменить методику исследования?
— Работа губернаторов — очень деликатная сфера, поэтому мы стремимся сделать наше исследование более точным и объективным. Мы планируем включить в него исполнение майских указов президента, уровень закредитованности регионов и объем привлеченных инвестиций, а также ряд других показателей. Возможно, будет дополнена методика работы с экспертами.
Главное, чтобы рейтинг помогал руководителям и жителям регионов более глубоко осознать экономические и социальные процессы, которые происходят в обществе, и находить диалог друг с другом.
Андрей САБЫНИН