СМИ о мероприятиях

  |  12 сентября, 2022   |   Читать на сайте издания

RELRUS. Главным фактором выборов-2022 стала электоральная консолидация

ФоРГО: Эксперты о взрослении политической системы, победе губернаторов-единороссов и новой конфигурации политических сил. 
В продолжение актуальной темы: «Единый день голосования – 2022: итоги и тенденции». Напомним, в Москве сегодня состоялся очередной круглый стол, инициированный Фондом развития гражданского общества (ФоРГО), где эксперты подвели итоги и обозначили тенденции прошедших 9-11 сентября выборов в регионах России.
Очевидно, по мнению главы ФоРГО К. Костина, что главным фактором ЕДГ-2022 стала специальная военная операция, что стало определяющим фактором переформатирования выборов в референдум о доверии власти.
Также эксперты пояснили, почему несистемная оппозиция не преуспела, как впрочем, и системная (получившая, правда, некоторую часть голосов в муниципальных думских выборах), в результате чего кандидаты от «Единой России» вновь переизбрались на посты глав своих регионов.
«Для несистемной оппозиции заявления на тему СВО стали не помощью, а своего рода гирькой, навешанной на ногу» – заметил Костин. 
В мероприятии ФоРГО 12 сентября за круглым столом собрались эксперты :
Константин Костин, председатель правления Фонда развития гражданского общества (ФоРГО);
 Александр Асафов, политический аналитик, политолог, политический обозреватель радиостанции «Говорит Москва»;
 Александр Брод, член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), председатель ассоциации «Независимый общественный мониторинг»;
 Михаил Виноградов, президент фонда «Петербургская политика»;
 Виктор Потуремский, директор по политическому анализу Института социального маркетинга (ИНСОМАР);
 Екатерина Соколова, руководитель Департамента стратегических исследований и прогнозирования Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ);
 Алексей Чеснаков, директор Центра политической конъюнктуры.
Специфика выборов текущего сезона связана, по мнению экспертов, с влиянием специальной военной операции на повестку, по причине чего электорат, принимая во внимание всю серьезность момента, делал и серьезные запросы на понимание стратегии органов власти в условиях СВО. В большинстве регионов у граждан, отметили эксперты, это происходит по модели: чрезвычайная ситуация требует чрезвычайной компетенции и чрезвычайной ответственности, а также наличия стратегии действия.
Виктор Потуремский, директор по политическому анализу ИНСОМАР: «Если говорить про 14 регионов, где прошли выборы высших должностных лиц, то мы прогнозировали, что негативных сюрпризов для властей ожидать не приходится. В результате все одержали победу в первом туре. Но в ряде регионов была своя специфика».
Высокие результаты губернаторов и кандидатов «Единой России» в первую очередь продемонстрировали поддержку гражданами своего президента и его политики.
Алексей Чеснаков, директор Центра политической конъюнктуры: «ЕДГ продемонстрировал, что граждане воспринимают социальное положение в стране спокойно, без чрезвычайных оценок. Тут показательны результаты высших должностных лиц, которые все фактически получили очень высокий результат, и показательны результаты партии ЕР. Это очень важно для создания в стране атмосферы социального оптимизма».
Касательно «Умного голосования», на которое делала ставку несистемная оппозиция, высказал свое мнение политический обозреватель радиостанции «Говорит Москва» Александр Асафов, отметив, что этот «инструмент политической декларации» оказался несостоятельным.
«Они прямо озвучивали: нам не важны результаты, нам важно, чтобы вы пришли и высказали свою политическую позицию, используя этот инструмент, рекомендации. А поскольку позиция эта заключалась в критике СВО, то у них просто не набралось нужного количества кандидатов с выраженной подобной позицией, и они начали включать в этот список людей по другим принципам. Поэтому туда попали представители парламентских партий, в т.ч. «Новые люди». Из примерно 770 рекомендаций, около 170 – это кандидаты от КПРФ и «Справедливая Россия – За Правду». Причем кандидаты из «Новых людей», узнав о своем включении в эти списки, стали это опровергать. В итоге из этого списка избрались примерно 58 человек, но не благодаря «умному голосованию», а скорее вопреки. Таким образом, стратегия УГ была провалена» – резюмировал Асафов. 
Касательно явки председатель правления ФоРГО Константин Костин заметил:
«Явка в этом году сопоставима с активностью на предыдущих выборах аналогичного уровня или выше. При этом количество жалоб уменьшилось, нет серьезных претензий и у представителей партий. Это позволяет сказать, что итоги выборов адекватно отражают текущие политические пристрастия граждан России. Главным фактором этих выборов стала электоральная консолидация. Все действующие губернаторы выиграли в первом туре с хорошими результатами, а «Единая Россия» получила один из лучших результатов в истории (если не самый лучший) – 80 процентов всех мандатов. Это говорит о поддержке президента и сил, которые проводят его политику на разных уровнях. Показатели старожилов – КПРФ и СРЗП – чуть хуже, если сравнивать с предыдущими аналогичными кампаниями. И это несмотря на то, что в нынешних условиях – хорошее пространство для левой риторики. В разных регионах причины свои, но можно зафиксировать: на левом фланге есть дефицит электорального предложения».
Как отмечалось ранее, итоги губернаторской кампании в Свердловской области, где глава региона Евгений Куйвашев с большим отрывом опередил соперников (получив 65,78% голосов), также подтверждают правоту тезисов главы ФоРГО, как и мнения эксперта ФоРГО в УрФО Сергея Новопашина о маловероятности второго тура, «обещанного» коммунистами и «Новыми людьми».
В данной связи Екатерина Соколова, руководитель Департамента стратегических исследований и прогнозирования ЭИСИ, отметила:
«В этом году была сложная кампания с участием регионов, в которых традиционно высокий уровень конкуренции. Но в Свердловской области Евгений Куйвашев в третий раз подтвердил свои полномочия, причем основательно набрав больше голосов, чем в предыдущие разы».
При этом, по мнению А. Чеснакова, все партии «продемонстрировали достаточно высокий уровень политической мобилизации», что также зафиксировано и в Свердловской области, где кандидат от КПРФ Александр Ивачев пришел вторым, набрав 12,9%, и а его соратники по партии отметились в муниципальных выборах, как впрочем, кандидаты от ЛДПР и СР-ЗР. В целом, из 802 муниципальных мандатов «Единая Россия» получила 632, или 78,8 %, что превосходит показатели голосования 2017 года более чем на 100 мандатов».
Единодушно эксперты отметили «спокойный» ход кампании, который, в частности глава ФоРГО объяснил двумя факторами.
«С одной стороны, мы становимся свидетелями определенного взросления политической системы, ее естественного самоочищения: маргиналы, несистемщики, которые, как правило, были источниками скандалов и грубых умышленных нарушений, постепенно вытесняются с политического поля на периферию.С другой стороны, чистая кампания – это в определенной степени побочный эффект ситуации, в которой находится страна: сплоченность подавляющего большинства населения вокруг президента отражается и на электоральном процессе», – резюмировал эксперт.
Правящая партия, по мнению Костина, «находится на пике и покажет один из лучших результатов за свою историю, у ЛДПР и «Новых людей» цифры будут сопоставимы с думской кампанией, а вот коммунисты и эсеры, скорее всего, немного уступят свои позиции».
Екатерина Соколова : «Полученные результаты даже у губернаторов, которые подтверждают свои полномочия в этом году, выше, чем в прошлый раз. Этот результат консенсуса вокруг фигуры президента и тех ценностей, которые им предложены».
По итогам выборы-2022 показали, что конфигурация внутриполитических сил и акторов меняется, и меняется явно не в сторону либеральной оппозиции, которая заметно теряет способность даже минимально влиять на политическую ситуацию.