YouTube получил четкий сигнал со стороны Минкомсвязи России. Если до 1 ноября компания не закроет доступ к видеоресурсам, содержащим сцены из фильма "Невинность мусульман", то после этой даты в России могут закрыть доступ ко всему YouTube.
В США никак не поймут, что делать с авторами скандального видео. То им выделяют охрану, опасаясь гнева со стороны верующих, чьи чувства оскорбил сюжет ролика, то предъявляют обвинения в нарушении судебных решений (одному из них, оказывается, нельзя по решению суда пользоваться Интернетом). Что уж говорить о тех странах, куда так называемый фильм, а точнее — любительский монтаж, попал по каналам Интернета. Как им реагировать, и стоит ли это делать вообще?
По словам главы Минкомсвязи Николая Никифорова, с 1 ноября, когда вступят в силу поправки в закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", видеосервис YouTube может оказаться под запретом. "Шутки шутками, а из-за этого ролика 3-5 ноября на территории России может быть полностью заблокирован весь YouTube", — написал министр в своем микроблогеTwitter. И тут же стал самым цитируемым чиновником последних дней.
Те, кого оскорбило скандальное видео, к инициативе главы Минкомсвязи относятся положительно и гадают, как избежать подобных провокаций в будущем. Те же, чьи чувства лежат не в области исламской, да и какой угодно другой религии, а скорее в области прав и свобод сетевого общения, в той же Сети выражают крайнее неудовольствие от перспектив лишиться доступа к любимым ресурсам.
Не стоит наивно полагать, что министр связи РФ считает, что закрытие доступа к одному отдельному ролику, или даже целому сайту наглухо закроет любую лазейку, для тех, кто захочет посмотреть нашумевшее видео. Однако, если до этого дойдет, именно такая мера четко продемонстрирует позицию государства в вопросе защиты своих законов и своих приоритетов культурного, религиозного и межэтнического развития.
Позиция видеохостинга в данном вопросе пока не вполне четкая, в интервью Вести.Ru рассказал эксперт Фонда развития гражданского общества Станислав Апетьян: "Немного удивляет позиция YouTube, принадлежащего, напомню, компании Google, в связи с тем, что они самостоятельно не закрывают доступ к ролику. У них достаточно строгие правила, и данный ролик полностью подпадает под категорию "разжигающих ненависть и вражду".
Времени, чтобы отреагировать на предупреждение со стороны Минкомсвязи у YouTube возможно даже меньше, чем кажется. Технически, провайдерам, чтобы закрыть доступ к сервису, потребуется не больше суток, считает Станислав Апетьян, а при наличии соответствующего решения суда не придется даже дожидаться 1 ноября и вступления в силу нового закона.
Вот далеко не самые яркие и горячие высказывания за и против возможного блокирования видеосервиса, присутствующие в комментариях на новостных сайтах: "Кому какое дело, что для пользователей сети закроют доступ к YouTube. Не велика беда, что во Всемирной паутине не окажется одного из огромного множества видеохостингов", "Ограничения свободы слова нет никакого. Никто же не жалуется на ущемление гражданских прав, когда работники ЖЭКов закрашивают на стенах подъездов нецензурные надписи", "Сегодня под одним предлогом закроют YouTube, завтра серверы соцсетей, следом — печатные издания и далее по списку. И все будут делать под флагом защиты наших интересов", "Ничего у них не выйдет. Прокси-серверов, анонимайзеров и других лазеек хватит на всех".
Готовые ревностно отстаивать свое право на частную жизнь, на свободу слова, на право иметь свою личную жизнь такой, какой сами того пожелаем, мы, однако, зачастую не оставляем этого права государству и структурам власти. Пакистан и Бангладеш закрыли доступ к просмотру нашумевшего видеоролика, Египет и Ливия, Индонезия и Индия считая, что он носит оскорбительный характер для граждан их стран, добились того, что запрет на просмотр установило само руководство YouTube. Ничего удивительного. Сотни, а где-то и тысячи лет создавался культурный и религиозный образ сознания в этих странах, и государство обязано охранять его не меньше, чем свои географические границы.
Для одних в жизни главное деньги, для других — вера, для третьих — родина, для четверых свобода… и стоять на защите всех этих ценностей, признаваемых гражданами страны, – одна из приоритетных задач для власти. А право общества — оценивать действия властей, не забывая, что у соседа может быть свое собственное мнение.