| 18 сентября, 2012 | | | Читать на сайте издания |
Интерес россиян к оппозиционным «Маршам миллионов» постепенно ослабевает
Андрей Петров, шеф-редактор «НВ», Москва – Петербург.
На «Марше миллионов», прошедшем в минувшую субботу в Москве, умильнее всего выглядели четвероногие оппозиционеры – шпиц и йоркширский терьер, которым хозяева повязали белые ленточки. Они после обоюдного обнюхивания выказали друг другу полную толерантность… Фотографы щелкали седенькую бабушку с антиправительственным плакатом на спине и стоявшую в стороне от основного скопления народа под радужными знаменами группу представителей ЛГБТ-сообщества, один из которых держал картину с портретами девиц из Pussy Riot: девицы были изображены, аки святые, – с нимбами. На половину ширины проспекта Академика Сахарова несколько «белоленточников» растянули транспарант: «Питер, Путина прогони!» – а с трибуны, которую показывали на больших экранах, выступали оппозиционные вожди Сергей Удальцов, Гарри Каспаров, Борис Немцов, Алексей Навальный и примкнувший к ним экс-депутат Госдумы Геннадий Гудков.
Удальцов был в темных очках и черной кожаной куртке, но без белой ленты – он заявил, что носить ее больше не может, так как она символизирует добро, а он очень зол: «Мои очки и моя куртка – черная метка жуликам и ворам». Позлиться вместе с Сергеем пришли на проспект тысяч 12–14, хотя Удальцов говорил о сотнях тысяч. Это было первое после летней паузы массовое выступление оппозиции, и самое немногочисленное. Хотя власти разрешили митинговать аж до 22 часов, к этому времени перед трибуной оставались не более трех сотен человек. Да и сколько среди пришедших на митинг было истинных «несогласных», а сколько всего лишь созерцателей московского перформанса, один бог знает.
Сами «несогласные» кучковались «по интересам»: отдельно националисты, отдельно коммунисты, отдельно «Левый фронт», отдельно секс-меньшинства, а члены партии «Воля» так и вообще раздавали листовки, где заявлялось, что «белоленточники» защищают интересы не народа, а буржуазии, за ними стоит иностранный капитал». И даже эмоциональный спич Геннадия Гудкова о том, что если властители «и дальше будут плевать в лицо нашим гражданам, мы им ответим и ответ им не понравится», напомнил мне бессмертное гоголевское: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ! Не дает ответа».
Может, нет этого ответа потому, что вопросы ставятся как-то не так. По мнению руководителя Фонда развития гражданского общества Константина Костина, организаторы митинга не смогли предложить «актуальную и вменяемую повестку. Стало абсолютно очевидно, что на одной оголтелой антипутинской риторике выстроить оппозиционную стратегию невозможно. А ритуальные левацкие кампании Удальцова со товарищи могут представлять интерес только для политических энтомологов».
Тут очень важно слово «ритуальные». Все, что повторяется регулярно, с одним и тем же набором восклицаний, приедается. Как надоели в свое время съезды КПСС. В общем, «встретились, поговорили… и давай, до свиданья». Вот и писатель Борис Акунин, сочувствующий «Левому фронту», говорит о том, что митинговая активность себя изжила. А публицист Леонид Радзиховский – о недостатке креативных идей у организаторов «Марша миллионов». Правда, какую еще креативность они могут проявить? Разве что попытаться штурмовать Кремль с помощью веревочных лестниц и дельтапланов? Как говорится, три ха-ха.
Совсем немноголюдно было и на аналогичном марше в Петербурге. Ну нету толку от протестных акций, и все больше людей перестают ими интересоваться. А Сергей Удальцов заявил о дате нового марша – 20 октября. Думается, он будет совсем «жиденьким».
Одно хорошо – в Москве мордобоя не случилось. По маршруту шествия и на проспект Сахарова стянули огромное количество полиции, но вели себя полицейские очень вежливо. Как и оппозиционеры, не провоцировавшие омоновцев.
«Наплевать, наплевать, надоело воевать»?