СМИ об исследованиях

  |  21 июня, 2022   |   Читать на сайте издания

Seldon.News. Прогулка по солнечной Москве: как изменилась столица за 11 лет

Длинные июньские дни. Много солнца и еще нет жары. А главное, никаких ограничений в виде ковидных масок и множества запретов, под которыми москвичи жили два последних года. Наслаждаясь теплом и свободой, москвичи гуляют, любуясь красотой города и невольно вспоминая, что каких-то десять-одиннадцать лет назад он был совсем другим.
Гости Москвы, откликаясь на призыв песни «Лучший город земли», которую любил петь Муслим Магомаев: «Ты к нам в Москву приезжай и пройдись по Арбату, окунись на Тверской в шум зеленых аллей», никаких аллей на Тверской уже не могли найти. К 90-м годам все деревья под напором возросшего транспортного потока засохли. И вообще эта главная магистраль столицы почти превратилась в одну большую стихийную парковку. Машинами были заставлены тротуары, а рестораны и бутики расчерчивали возле своих дверей парковочные места и пускали туда только «своих». Выглядело это дико. Как и реклама, за растяжками которой не было видно ни фасадов исторических зданий, ни неба над головой.
... Липы вернулись в 2016-м. Одновременно расширили тротуары, парковаться на которых никому больше не приходит в голову, так как машину в считанные минуты эвакуируют. Даже лавочки появились в тени высоких деревьев, где приятно передохнуть уставшему прохожему. И так преобразилась не только Тверская. Вслед за ней привели в порядок Бульварное и Садовое кольца и прилегающие к ним переулки, набережные Москвы-реки, вылетные магистрали, парки, а с 2018-го года настал черед городской программы «Мой район», где благоустройство ведется комплексно практически по всему городу.
С появлением множества пешеходных зон москвичи снова полюбили гулять. Тем более, что на улицах города их ждет много интересного – в рамках фестиваля «Московские сезоны» в столице все время что-нибудь происходит. Нашлось место и велосипедистам. Трудно поверить, что когда-то городские власти уверяли: московский климат – не для двухколесного транспорта. Сегодня сотни километров велодорожек опутали не только парки, но и весь город. Кого на них только не встретишь! Роллеры, владельцы самокатов, моноколес и другого современного транспорта мчатся по своим делам, и это для Москвы сегодняшней тоже норма.
Есть смысл заглянуть во время прогулки и на ВДНХ. С начала 2000-х самая большая в стране барахолка встречает сейчас обновленными павильонами «Космос», «Казахстан», «Земледелие» и другими, и в каждом – новые музеи и интерактивные площадки для москвичей всех возрастов. Снова бьют струи из легендарных фонтанов «Дружба народов», «Золотой колос» и «Каменный цветок», на месте палаток с шаурмой зеленеют аллеи и цветут розы.
Любители футбола наверняка не обойдут стороной обновленные «Лужники». К чемпионату мира в 2018-м стадион реконструировали, сохранив его исторический облик. Появилась там и фишка – смотровая площадка на верхнем уровне. С высоты около 60 метров столица видна как на ладони: открывается обзор на центр, Новодевичий монастырь, небоскребы «Москва-Сити» и главное здание Московского госуниверситета имени Ломоносова.
Вернулся к жизни и Северной речной вокзал. Зданию, внешне похожему на огромный корабль, возвращен первозданный вид. Снова показывают кино в кинотеатре «Художественный» – одном из старейших в Москве, которому предрекали гибель. Проектом его восстановления занимались сразу несколько архитектурных бюро. Немецкое Merz Merz разработало архитектурную концепцию, проект реставрации – компания «Фаросъ», за интерьеры отвечало испанское бюро Lazaro Roza-Violan. Сопровождало проект российское бюро Strelka CA.
Теперь в кинотеатре четыре зала: главный, два малых и камерный. Основной фасад удалось воссоздать по сохранившимся чертежам Федора Шехтеля – он максимально приближен к облику 1913 года. Восстановлен исторический декор с изображением античных богов. Вернулись исторические надписи: «Входъ» и «Выходъ» и, конечно, «Художественный электро-театръ». По эскизам восстановлены фонари из чугуна, освещающие главный вход в здание. Вновь заработала ГЭС-2 на Болотной набережной, но уже как дом культуры.
Лишь в 2021 году в Москве отреставрировано 170 памятников архитектуры и истории. Общественность, которая долгие годы била тревогу о том, что памятники в столице разрушаются и уходят в небытие, теперь констатирует: программа реставрации памятников архитектуры в Москве – одна из самых крупных в мире. За последние одиннадцать лет за счет города и частных инвесторов приведено в порядок около двух тысяч объектов культурного наследия. И с каждым годом становится все меньше тех, что нуждаются еще в скорейшем принятии мер.
Гибкая, четко выстроенная система управления городом позволила Москве и москвичам выстоять во многих трудных ситуациях. Пережить кризис 2014-го, пандемию коронавирусной инфекции и вызванный ею локдаун, противостоять нынешнему санкционному давлению... Несмотря на все это, Москва не отказалась ни от одной своей программы. Продолжает строить метро, которое расширилось вдвое за последнее десятилетие. Подземка протянулась уже далеко за МКАД, идет к финишу сооружение Большой кольцевой линии. Длиной 70 километров, она станет самой протяженной кольцевой линией в мире. В режиме метро заработали пригородные электрички. Московским центральным кольцом, созданным на базе грузовой железнодорожной ветки, пользуются в год более 150 миллионов пассажиров. Показатели 2021-го превысили допандемийный уровень! Во многом этому способствовало открытие нового Восточного вокзала – именно там работает пересадка на МЦК, и путь миллионов пассажиров южных поездов по столице начинается именно с железного кольца. Еще более популярными оказались два московских диаметра Лобня – Одинцово и Нахабино – Подольск – ими передвигаются уже более 204 миллионов жителей Москвы и Подмосковья. На улицах города на смену чадящим автобусам все больше приходит электробусов.
Москвичи оценили единые проездные билеты, с которыми в столице стало можно ездить на всех видах транспорта. Особой популярностью пользуется «Тройка» – «умная» карта, позволяющая горожанам не переплачивать за проезд. Она задала единые правила для всех перевозчиков – что городских, что коммерческих. Таким образом, Москва полностью избавилась от «диких» маршруток: автобусы начали курсировать по четким маршрутам, по единым тарифам, по четкому расписанию, которое можно отслеживать по приложениям. И вот сейчас, спустя несколько лет после обкатки в Москве, с «Тройкой» ездят уже и в Московской области, Туле, Ярославской, Томской областях и некоторых других крупных городах России.
По плану, утвержденному еще в 2017-м году, реализуется и другая масштабная программа – реновации. С момента ее запуска более 58 тысяч москвичей переехали в новые квартиры из «хрущоб», которые город сносит, не дожидаясь, когда они станут аварийными. 20 тысяч из них справили новоселья в этом году. А еще 2,6 миллиона квадратных метров жилья строятся – ведь переселить предстоит за 15 лет миллион горожан. Власти города успокоили жителей, чьи дома вошли в программу: ее реализация в этом году снова профинансирована полным рублем! Значит, и дальше переезд в новые квартиры повышенной комфортабельности будет происходить по графику.
Откуда же Москва берет на все деньги, нередко можно услышать вопрос. Дело в том, что главная забота городских властей во все времена о том, как сохранить во всех отраслях городского хозяйства рабочие места, от которых зависит благополучие как горожан и их семей, так и всего города. В промышленности на это направлена разветвленная программа мер поддержки не только 700 крупных предприятий, но и 2,5 тысячи мелких и средних. Импортозамещением, ставшим для страны особенно актуальным в этом году, московская промышленность занимается как минимум начиная с 2014 года. За это время серьезно обновлена ее продукция, большое количество импортных товаров заменено своими, в частности в машиностроении, авиастроении, радиоэлектронике, стройиндустрии, легкой и пищевой отраслях. В ходе этой работы лишь за последние пять лет в городе появилось порядка 500 предприятий, деятельность которых так или иначе направлена на заполнение ниш, которые отечественные производители раньше не занимали. Особенно эффективным инструментом в импортозамещении в Москве показало себя заключение офсетных контрактов в фармацевтике.
Такой подход позволяет Москве входить в первую тройку рейтинга регионов по индексу социального благополучия, отражающего отношение средней зарплаты к стоимости потребительской корзины. В исследовании, проведенном на основе данных Росстата за первый квартал 2022 года, Фонд развития гражданского общества поставил столицу по этому показателю наравне с северянами – Ямало-Ненецким автономным округом и Магаданской областью. Если в ЯНАО, например, средняя зарплата на 1 марта составила 119 510 рублей при стоимости потребительской корзины в 23 705,7 руб, то в Москве при зарплате в 114 701 рублей стоимость потребительской корзины – 27 744,3 руб., а в Магаданской области – 109 110 рублей и 26 850,3 рублей соответственно.
А впереди у столицы еще одна дата – 1 июля 2022 года отметит юбилей Новая Москва. Ровно 10 лет назад эти территории перешли под столичное управление, увеличив площадь Москвы в 2,5 раза. Чем они были известны тогда? Самым большим в столичным регионе Николо-Хованским кладбищем, гигантским мусорным полигоном рядом с деревней Саларьево, да разрозненными поселениями, где в общей сложности проживали 250 тысяч человек. Создав новый округ – Троицкий и Новомосковский, столичные власти поставили перед собой цель: полицентричное развитие, создание 12 центров градостроительной активности – деловой, технический, агропромышленный, медицинский, логистический, рекреационный и других с 1 миллионом новых рабочих мест для 2 миллионов жителей. По сути, было задумано создать город в городе – причем такой, чтобы выезжать в историческую Москву местным жителям нужно было разве что для прогулок по конкретным достопримечательностям.
До достижения этих целей, конечно, еще далеко. Но и сделано многое. Реконструированы две основные магистрали – Киевское и Калужское шоссе. Построены новые дороги и реконструированы старые – более 300 километров. В результате коэффициент загрузки трасс снизился почти на 10% – при том, что на этих территориях идет и масштабное жилищное строительство, то есть людей и машин становится все больше.
Построены в Новой Москве и восемь станций метро: сначала «Румянцево» и «Саларьево» Сокольнической линии, затем, двумя годами позже – «Рассказовка» и «Говорово» Калининско-Солнцевской. В июне 2019-го пассажиров приняли «Филатов Луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Коммунарка». Еще 6 станций строятся. Ожидается, что к 2035 году их будет уже более 20, чтобы жители любой части Новой Москвы имели такую же транспортную доступность, как и в Москве исторической.
Отметим и еще важное обстоятельство: вся жилая застройка ведется комплексно – к новому микрорайону обязательно прилагается школа и детский сад, поликлиника и парк, торговый центр и просторный паркинг. И, конечно нельзя не сказать про коронавирусный центр, который во время пандемии построили весной 2020-го в поселении Вороновское весной за 37 дней! Он спас тысячи жизней и до сих пор считается лучшей инфекционной больницей столицы – и Новой, и старой.
А какие здесь парки! Половину территории сейчас занимают леса, поэтому в парках Новой Москвы в прямом смысле слова можно заблудиться. Для каждого из них разрабатывается своя концепция развития, поэтому есть просто прогулочные парки, а есть оздоровительные, историко-культурные, спортивные и даже археологический, зоологический и сельскохозяйственный.
Новая Москва, говорят в столичном правительстве, сегодня является одним из самых динамично развивающихся округов города. И с этим не поспоришь.