События и комментарии экспертов фонда

  |  21 апреля, 2022   |   Читать на сайте издания

ФНПР хочет ужесточить меры по отношению к ушедшим из России иностранным компаниям

Законопроект о внешнем управлении их активами готовится к первому чтению в Госдуме.
 
Генсовет Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) 20 апреля выступил с обращением к президенту Владимиру Путину, в котором потребовал «безусловной национализации имущества тех компаний из недружественных стран, которые, выполняя требования своих правительств по антироссийским санкциям, бросают свое производство, оставляя сотрудников без работы, потребителей без продукции, смежников без заказов». Руководство ФНПР отметило, что «считает необходимым принятие неотложных мер по обеспечению занятости граждан», поддержало ряд других мер президента в сфере борьбы с антироссийскими санкциями (перевод платежей за российский газ на рубли) и предложило свои (поэтапно перевести на национальную валюту оплату всех товаров, экспортируемых из России).
 
«Ведомости» направили запрос пресс-секретарю главы государства Дмитрию Пескову.
 
Депутаты от «Единой России» Олег Матвейчев, Виктор Водолацкий, Анатолий Выборный и Михаил Старшинов 12 апреля внесли в Госдуму законопроект о внешнем управлении иностранными компаниями, которые объявили об уходе с российского рынка и приостановке деятельности в стране. Главная цель законопроекта, как отметили в пресс-службе партии, – «защитить интересы россиян, сохранить рабочие места и поддержать экономику». «Инициатива «Единой России» коснется тех компаний, которые приняли решение без очевидных экономических причин, основываясь на антироссийских настроениях в Европе и США. При этом их деятельность существенно влияла на стабильность экономики», – говорится в заявлении.
 
Инициатива описывает критерии для введения внешнего управления (к примеру, 25% работающей в России компании должно находиться под контролем лица из недружественного государства и иметь «существенное значение» для российской экономики); процедуру введения (решение будет инициировать межведомственная комиссия при Минэкономразвития); способы работы внешней администрации (в том числе передача российской структуре в доверительное управление пакета акций иностранцев) и т. д. Инициативу, разработанную в первоначальном виде Минэкономразвития, на правительственной комиссии утвердили более месяца назад («Ведомости» писали об этом 10 марта).
 
Председатель ФНПР Михаил Шмаков заявил «Ведомостям», что профсоюзы настаивали именно «на идее национализации» во время разработки законопроекта и сейчас хотят вернуть ее в повестку: «Мы никогда не отступали от этой идеи, особенно в эти кризисные дни. Поэтому мы говорим именно о национализации, а далее с выкупом [активов] или без выкупа, с компенсацией или без компенсации – будет зависеть от того, как поведут себя бывшие партнеры в своих странах [в отношении российской собственности]». Зампред думской фракции «Единая Россия», зампред ФНПР Андрей Исаев сказал, что и на этапе разработки законопроекта «профсоюзы стояли на более жесткой позиции».
 
Но в таком виде идею, судя по всему, в повестку не вернут. Один из авторов законопроекта – Матвейчев заявил «Ведомостям», что «национализация создаст нам больше проблем», чем предложение депутатов, которое внесено в нижнюю палату: «У нас нет цели пугать бизнес, иностранных инвесторов и всех на свете». Матвейчев добавил, что ФНПР вправе предлагать свои поправки, если «хочет взаимодействовать» (права законодательной инициативы у ФНПР нет). Сейчас инициатива находится на обсуждении в Госдуме: как писали 15 апреля «Ведомости», спешить с его завершением не планируется – документ должен быть проработан и учтены все отзывы.
 
Первое чтение состоится в мае. 13 апреля первый вице-премьер Андрей Белоусов сообщил, что, по его сведениям, «подавляющее большинство иностранных компаний» хотят остаться в России. «Я не могу сказать, что я его (законопроект о внешнем управлении. – «Ведомости») поддерживаю, поддерживаю идею, потому что надо смотреть детали, как там прописаны, какие процедуры», – отметил он.
 
Политолог Константин Костин увидел в обращении ФНПР попытку «в условиях санкций решить задачу сохранения рабочих мест и обеспечить индексацию зарплат»: «И здесь необходимо думать о том, как построить работающие логистические и технологические цепочки взамен утерянных». При этом, по его мнению, «национализация, как и в свое время приватизация, этой задачи не решит». Костин также отметил, что обращение может быть «попыткой ФНПР повысить свой политический капитал и авторитет среди рабочих».