События и комментарии экспертов фонда

  |  22 сентября, 2021   |   Читать на сайте издания

Вопросов больше чем процентов

Политологи умеренно оценили электронное голосование в Москве.
 
Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) во вторник провел круглый стол по итогам выборов в Госдуму. Самая жаркая дискуссия разгорелась вокруг дистанционного электронного голосования (ДЭГ), которое скорректировало итоги выборов на традиционных участках в пользу «Единой России» и поддержанных мэрией кандидатов-одномандатников. Участники мероприятия, впрочем, допустили: «Единая Россия» могла бы получить от ДЭГ и больше. Единственной проблемой ДЭГ они сочли задержку с публикацией результатов, которая, по их мнению, произошла из-за опции переголосования.
 
Обсуждение итогов выборов началось довольно спокойно. Глава ФоРГО и основной консультант «Единой России» (ЕР) Константин Костин рассказал, какую важную роль в победе партии сыграли эффективная мобилизация избирателей и поддержка президента Владимира Путина. Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов перечислил десятку регионов с лучшими результатами ЕР и двадцатку — с худшими. «Я бы еще поговорил немножко о ДЭГ, но я знаю, что об этом будут говорить другие, поэтому я просто громко вздохну»,— добавил господин Виноградов. Господин Костин вызов принял и тут же назвал аномальным количество вопросов к ДЭГ.
 
Итоги ДЭГ в Москве подводились до первой половины понедельника 20 сентября. За это время почти полностью посчитали голоса, поданные на избирательных участках — выходило, что в 9 из 15 столичных округов лидировали оппозиционеры.
 
После суммирования этих данных с результатами ДЭГ оказалось, что во всех округах побеждают кандидаты, о поддержке которых перед выборами публично объявил мэр Москвы Сергей Собянин.
 
Константин Костин считает, что оппозиционные избиратели должны быть благодарными за такие результаты: «Я очень рассчитывал, что ЕР использует ДЭГ более эффективно как инструмент для мобилизации. Я в своем прогнозе говорил, что электронное голосование за партию может достичь 60%, а в итоге, к сожалению,— только 44%».
 
Обозреватель радио «Говорит Москва» Александр Асафов рассказал, как розыгрыш призов среди участников ДЭГ пошел на пользу КПРФ: "Разработчики регистрировали такое электоральное поведение: человек, не получивший приза, меняет выбор. И делает он это не в надежде попасть в новые розыгрыши (он знает, что ему ничего не дадут), а действует назло. Моя гипотеза — что если бы возможности переголосования не было, то у КПРФ результат был бы еще ниже".
 
Именно опцию переголосования политологи сочли источником всех бед московского ДЭГ: по их мнению, именно переголосование (а отнюдь не чья-либо попытка искусственно скорректировать результат), осложнило и затянуло подсчет. Напомним, что возможность переголосования вводилось на московской платформе ДЭГ, чтобы исключить любые манипуляции с голосом избирателя. Теперь господин Асафов призвал сократить возможность переголосования, а его коллеги предложили отменить эту опцию полностью: «В шахматах вы же не можете сделать ход заново!» — нашел аналогию эксперт Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.
 
Политологи сошлись на том, что к следующим федеральным выборам все огрехи ДЭГ надо будет поправить, и тогда все партии будут его с удовольствием использовать. «После подписания ряда петиций, создания групп по проверке и контролю будет определенная публичная процедура обсуждения этого опыта, — сказал господин Асафов. — И потом все партии скажут: мы с ДЭГ разобрались, внесли свой контроль, применили общественное влияние, и теперь ДЭГ готово к применению всеми политическими силами». Алексей Чеснаков добавил, что и в этот раз ни к чему страшному онлайн-голосование не привело: «ДЭГ в принципе не поменяло расклада сил. ЕР и так получила бы конституционное большинство. А КПРФ и без ДЭГ была бы на втором месте с огромным отрывом от победителя». А Константин Костин отметил, что результаты выборов-2021 в Москве не сильно отличаются от тех, что были в 2016 году, и напрягаться следовало бы, если бы электоральная статистика резко изменилась. Сравнивать нынешнюю кампанию с выборами в Мосгордуму 2019 года, когда кандидаты, поддержанные властями, выиграли в 25 округах из 45, эксперты не захотели: «Подобное надо сравнивать с подобным»,— пояснил господин Костин.