СМИ об исследованиях

  |  28 января, 2014   |   Читать на сайте издания

http://moi-goda.ru: Сергей Ерощенко занял 32-е место в рейтинге эффективности российских губернаторов

Позиции главы Иркутской области комментируют региональные эксперты
 
Федеральные власти находятся в поиске оптимальной системы оценки эффективности работы глав субъектов РФ. Не первый год в качестве главного инструмента используются всевозможные рейтинги. Однако, в последнее время их стало так много, они так «разбивают» картину и, порой, противоречат друг другу, что возникла идея «свести» все это рейтинговое многообразие к какому-то единому знаменателю.
Таким образом группа экспертов во главе с руководителем Фонда развития гражданского общества Константином Костиным составила «сводный» (интегральный) рейтинг эффективности губернаторов. Работу глав регионов оценивали исходя из показателей экономического положения субъекта, мнения экспертного сообщества, федеральных и региональных СМИ, с учетом социологических исследований. Учитывались также данные о соотношении денежных доходов и расходов населения и многое другое.
 
Глава Иркутской области Сергей Ерощенко в первом интегральном рейтинге эффективности губернаторов занял 32-е место. С 70 баллами он включен в группу «высокий рейтинг», наряду с еще 19 губернаторами, также не дотянувшими до «высшей лиги», однако, признанными высокоэффективными.
 
Рейтинг глав регионов, который теперь станет одним из главных факторов для оценки их деятельности Администрацией Президента, 27 января опубликовали «Известия».
 
К работе над рейтингом были привлечены фонд «Общественное мнение», Федеральная служба государственной статистики, а также Национальная служба мониторинга. Глав регионов распределили по четырем группам: «очень высокий рейтинг», «высокий рейтинг», «средний рейтинг», «рейтинг ниже среднего».
 
С просьбой высказать свое мнение относительно эффективности работы Сергея Ерощенко и прокомментировать позицию главы региона в первом интегральном рейтинге, «Телеинформ» обратился к представителям иркутского экспертного сообщества.
 
Юрий Курин, президент Фонда сохранения памяти и развития наследия первого губернатора Иркутской области Юрия Ножикова:
 
- Сам по себе факт, что глава региона Сергей Ерощенко оказался среди губернаторов с высоким уровнем рейтинга, отраден. Среди ключевых факторов, на мой взгляд, сказалась активная работа областной власти по проблеме БЦБК, которая именно в прошлом году впервые за полвека была решительно и бесповоротно сдвинута с места.
 
Безусловно, и сентябрьские выборы в региональный парламент без губернатора Сергея Ерощенко вряд ли бы прошли с таким в целом позитивным результатом. Политический состав нового Законодательного собрания является сбалансированным. У областной власти нет крупных конфликтов с муниципальными образованиями, которые бы вышли во внешнюю среду, как это было при предыдущих губернаторах в отношениях с Иркутском, Братском, Ангарском.
 
Вместе с тем, хотелось бы, чтобы определение рейтинга проходило внутри федеральных округов, поскольку входящие в них субъекты РФ сопоставимы по территории, населению, экономическому потенциалу, природным ресурсам, политической ситуации и др. А когда в рейтинге рядом оказываются главы Калужской области и Чечни, это вызывает недоумение.
 
Политическая элита области, думаю, будет ориентироваться не столько на публикацию данного рейтинга, сколько на послание губернатора Законодательному собранию, с которым он выступит в ближайшие дни. Из послания будет видно, над какими вопросами губернатор и правительство работали в 2013 году, каких результатов добились, какими видят главные проблемы начавшегося года. И для общества будут понятны приоритеты, которые определены на 2014 год. А высоким рейтингом, как правило, обладают руководители, которые умеют выделить главные проблемы и определить ресурсы для их решения.
 
Юрий Пронин, политический обозреватель газеты "Байкальские вести":
 
- Думаю, что любой рейтинг, даже составленный достаточно известной структурой, всегда грешит субъективностью. Поэтому рассматривать его как истину в последней инстанции было бы ошибкой. Всё это достаточно условно, составители могут допустить непреднамеренную ошибку, а могут и преднамеренную. То есть слишком большое значение рейтингам придавать не стоит. Тем не менее, даже в нынешнем виде рейтинг Сергея Ерощенко не разочаровывает, а обнадёживает. Я полагаю, что у губернатора Иркутской области есть потенциал для улучшения своих позиций. В первую десятку попасть будет крайне сложно. Там, в основном, находятся информационно раскрученные «киты» из регионов европейской части России. Но усилить свои позиции вполне возможно. В плане многих социально-экономических показателей наш регион стал выглядеть чуть лучше, чем несколько лет назад. Кроме того, по мере работы появляются дополнительные связи, опыт межрегиональных отношений. Возможности для роста есть, а значит, рейтинг вызывает осторожный оптимизм.
 
Виктор Кузеванов, председатель Общественной палаты города Иркутска, директор Ботанического сада ИГУ:
 
- К этому рейтингу у меня двоякое отношение. С одной стороны, он показывает, что Иркутская область оценена на федеральном уровне достаточно высоко, занимает достаточно устойчивое положение, имеет хорошую репутацию. С моральной точки зрения это хорошая поддержка губернатору и областной администрации. С другой стороны, в методике составления рейтинга учитывается пять модулей оценки, четыре из которых - абсолютно субъективны и контролируемы "вручную" на федеральном уровне. То есть, это не столько рейтинг губернаторов, а, скорее, отражение того, как федеральная власть поддерживает отдельные регионы. Если наша область в этом рейтинге имеет достаточно солидное положение, для меня это означает, что федеральная власть положительно оценивает работу нашего губернатора. Единственный более-менее объективный модуль в рейтинге - это "социально-экономическое положение региона". Я помню, что Иркутская область по показателю социально-экономического положения занимает примерно такой же номер, как и в данном рейтинге. То есть, рейтинг нашего губернатора почти совпадает с оценкой социально-экономического развития Иркутской области, которая более адекватно отображает позиционирование области в стране. На мой взгляд, обсуждаемый рейтинг, скорее, служит мерилом моральной поддержки, чем инструментом принятия решений.
 
Что касается перспектив, то хочется отметить, что социально-экономические показатели имеют свойство запаздывать на срок трёх-пяти лет и более. Таким образом, нынешние показатели отражают, в том числе, и действия прошлых администраций. Это наследство региона, или наследие губернатора.
 
Вообще, с моей точки зрения, увлечения рейтингами сами по себе, конечно, будоражат воображение, и подталкивают к новым мыслям и обсуждениям. Но следует разделять рейтинги, основанные на объективных показателях, которые невозможно подтасовать, и рейтинги, основанные на субъективных оценках, которые допускают некоторое формирование "вручную". Насколько я понимаю, этот рейтинг заказан правительственными органами, а значит, во многом он отражает настроения правительства.
 
Тем не менее, стоит отметить очевидный факт - наш губернатор Сергей Владимирович Ерощенко и Иркутская область по своему потенциалу находятся выше среднего уровня по России. В Приангарье ещё есть совершенно фантастический нереализованный потенциал для развития. Он основан на двух вещах: это природные ресурсы и человеческий капитал. Ресурсный потенциал будет служить ещё довольно долго, а вот человеческим капиталом предстоит больше и серьезнее заниматься уже сейчас. У нас наблюдается утечка руководителей, учёных, предпринимателей. Большим подспорьем для реализации потенциала области будет работа администрации с общественными организациями и с гражданским обществом. Потенциал чисто административных решений почти исчерпан, поэтому необходимо развивать механизмы государственно-частного партнёрства и позитивного добровольческого движения.
 
Алексей Петров, директор Иркутского института регионального законодательства и правовой информации им. М.М.Сперанского:
 
– Значимость рейтинговых оценок работы руководителей субъектов Российской Федерации, равно как и персон, занимающих соответствующие должности, всецело зависит от выбора критериев оценки. Эти критерии должны носить по возможности объективный характер – и в этой связи не совсем понятно, каким образом на основе мнения средств массовой информации может определяться именно рейтинг эффективности губернаторов. Эффективность – это не имидж, и она должна исследоваться в первую очередь по объективированным показателям и с учетом экспертных оценок, то есть мнения специалистов, обладающих специальными знаниями в экономике, управлении, социологии и т.д.. Но, в любом случае, очевидно, что такие рейтинги – тем более, если они используются руководством страны – важны для определения политической выживаемости глав регионов, в том числе в связи с перспективами проведения губернаторских выборов (что актуально и для Иркутской области). Следовательно, само наличие рейтингов должно стимулировать глав субъектов федерации к более качественной и результативной работе.
 
Андрей Южаков, руководитель иркутского представительства федерального журнала "Регионы России":
 
- Губернатор Сергей Ерощенко с момента своего назначения на должность главы Иркутской области в различных рейтингах держится в группе «середнячков». Для федеральной власти он - твердый «четверочник»: экономическая и политическая ситуация в регионе стабильная, промышленность демонстрирует небольшой подъем, элиты никаких открытых попыток бороться с руководством Серого дома не предпринимают, ситуация управляема. Но до «пятерки» он не дотягивает, потому что есть конфликты на муниципальном уровне - это Братск и Ангарск. Но это, по большому счету, проблемы не самого Сергея Ерощенко, а команды управленцев, которую действующий губернатор все еще собирает. И попытка создать совершенно новую схему управления областью подтверждает тот факт, что глава региона не доволен качеством работы своих подчиненных. Еще одна причина средней оценки кроется в том, что, судя по всему, Кремль пока еще не определился, стоит ли Сергею Владимировичу идти на выборы в ближайшее время. В любом случае, те рейтинги, которые составляются различными институтами и консалтинговыми организациями, не отражают всей картины и в большей степени служат неким сигналом главам регионов – «Ребята, за вами следят, не расслабляйтесь».