http://yarnovosti.com: Нарастание долгов в регионах загоняет Путина в ловушку
Регионы продолжают наращивать долги, чтобы выполнить майские указы Путина.
Znak.сom изучил областные бюджеты регионов на 2014 год и, вместе с экспертами, пришел к неутешительным выводам.
Так, к примеру, суммарный доход Вологодской области, согласно принятому проекту бюджета на 2014 и 2015 годы, составит в 2014 году 40 87 982,5 тысячи рублей, а расход - 44 092 550,9 тысяч рублей. При этом верхний предел долга составляет для этого региона на 2014 год 34 210 267,8 тысячи рублей, а его обслуживание обойдется области в 1 918 657,9 тысячи рублей. Таким образом, соотношение долга по отношению к расходам региона составляет примерно 83,6%.
Немногим лучше ситуация в Тверской области. Согласно закону Тверской области об областном бюджете на 2014 года, доход региона составит 40 09 163 тысячи рублей, расход - 43 268 467,3 тысячи рублей, а долг области на 1 января 2014 года составляет 25 580 000 тысяч рублей, таким образом, соотношение долга к доходам региона составит 63%.
Рязанская область, согласно региональному закону о бюджете на 2014 год, планирует заработать за год 35 993 31,1 тысячи рублей, потратить - 39 696 131, 1 тысячи рублей, а верхний предел общего долга области составит 28 323 250 тысяч рублей (87% от дохода).
Доход Костромской области в 2014 году составит 19 697 335,3 тысячи рублей, расходы - 21 719 197,7 тысяч рублей, а верхний предел долга составит 12 334 608,6 тысячи рублей, то есть 62% от годовых доходов в бюджете региона.
Из регионов Поволжья лидером по соотношению долга к доходам является республика Мордовия. Согласно принятому бюджету, в 2014 году доход республики составит 26,839 млрд рублей, расходы - 29,802 млрд, при этом госдолг Мордовии, согласно документам Минфина на конец ноября 2013 года, составил чуть более 28,49 млрд рублей, то есть он превышает годовой доход региона.
Саратовская область планирует заработать за 2014 год 64 039 678,7 тысячи рублей, потратить - 71 293 078,7 тысячи рублей, а предельный объем долга в 2014 году законом региона установлен в 50 079 800 тысяч рублей, то есть он составит 78,2% от дохода региона.
Урал и Сибирь находятся в лучшей ситуации за счет того, что доходность регионов выше. Так, к примеру, доход Свердловской области в 2014 году составит 166 493 276, тысяч рублей, расход - 191 959 42, 7 тысячи рублей, а предельный объем внутреннего долга - 59 434 097 тысяч рублей, то есть соотношение долга к доходам региона составляет чуть более 35%.
Челябинская область собирается заработать за год 99 876 744,2 тысячии рублей, израсходовать 112 192 480,6 тысячи рублей, а верхний предел долга составит для этого региона 43 588 794, 2, то есть, соотношение доходдолг составит 43,6%.
Доход Курганской области составит в 2014 год, согласно принятому проекту бюджета, 30 280 014,4 тысяч рублей, расходы - 34 143 004,4, а верхний предел долга - 7 738 639 тысячи рублей, соотношение между доходом и долгом составит чуть больше 25%.
В Сибири к «проблемным» с точки зрения соотношения между долгами и доходами регионам можно отнести Омскую область, которая намерена заработать 59 363 396 570,17 тысячи рублей за год, потратить - 66 851 072 640,17 млрд рублей, при этом верхний предел долга по плану составляет 51 254 652 100 тысяч рублей, то есть он составляет 85% от дохода региона.
Не менее мрачно выглядит ситуация в Чукотском автономном округе, доход которого, согласно официально принятому бюджету, составит в 2014 год 15 545 602 тысячи рублей, расход - 18 174 784,2 тысячи рублей, а верхний предел долга - 13 043 640 тысяч рублей, то есть соотношение долга к доходам составляет около 83%.
Наличие огромного долга не всегда является следствием неэффективности управления регионом, следует из «Рейтинга эффективности губернаторов», опубликованного в понедельник Фондом развития гражданского общества, который возглавляет экс-глава управления внутренней политики администрации президента Константин Костин. Так, Роман Копин, губернатор Чукотского АО, занял в нем 7 место из 81, глава Рязанской области Олег Ковалев - 27 место, саратовский губернатор Валерий Радаев - 38 место, губернатор Мордовии Владимир Волков - 47-50 место, костромской губернатор Сергей Ситников - 52-53 места, Олег Кувшинников, глава Вологодской области, - 54-56 места, омский губернатор Виктор Назаров - 65-67 места. Свердловский губернатор Евгений Кувашев занял в этом рейтинге 50 позицию, а курганский губернатор Олег Богомолов – последнее, 81 место. Челябинская область в рейтинг в этот раз не вошла из-за недавней смены руководителя.
Костин пояснил Znak.com, что долги региона бывают разные и их стоит оценивать не только по количественному значению, но и по цели затрат.
«Если деньги не уходят сразу на социальные выплаты, а на них строятся предприятия, развивается инфраструктура региона, растет налоговая база, то с такими долгами в конечном итоге проблем не будет: свет в конце тоннеля есть. Если же деньги занимают на то, чтобы гасить проценты по существующим кредитам, - тогда начинаются большие проблемы», - пояснил Костин.
Если взглянуть на долги регионов, возглавляемых аутсайдерами «Рейтинга эффективности губернаторов», то выяснится, что некоторая взаимосвязь все-таки есть.
80 место в рейтинге занял глава Удмуртии Александр Волков. Согласно закону о бюджете республики Удмуртия на 2014 год, доход региона составит 49 771 914 тысяч рублей, расход - 56 153 355,3 тысячи рублей, а верхний предел долга - 34 091 179,9 тысячи рублей, то есть, соотношение доходрасход составляет чуть более 68%.
79 позицию занимает губернатор Карелии Александр Худилайнен. В 2014 году доход его региона должен составить 25 025 345,6 тысячи рублей, расход - 28 093 273,2 тысячи рублей, а верхний предел долга составит 17 082 576,9 тысячи рублей, соотношение доход/долг составляет опять таки чуть больше 68%.
Андрей Шевелев, губернатор Тверской области, занял 78 позицию в рейтинге, о плачевной ситуации с долгами в его регионе говорилось выше.
Губернатор Ярославской области Сергей Ястребов занял 77 место в рейтинге, он замыкает пятерку аутсайдеров. Согласно принятому областному бюджету, доход этой области в 2014 году составит 49 865 67,4 тысячи рублей расходы - 56 309 529,4 тысячи рублей, а верхний предел долга - 26 427 429,1 тысячи рублей, соотношение доход/долг составит 52%.
Большая часть расходов в региональном бюджете идет на социальные программы, отмечает Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич, при этом ради исполнения майских указов Путина регионы будут вынуждены продолжать наращивать задолженность.
К концу года, по мнению Зубаревич, сумма долгов российских регионов с нынешних 80 млрд вырастет до 150-160 млрд.
«Вариантов действий у губернаторов несколько. Кому-то могут помочь федеральные власти и дать команду государственным банкам перекредитовать регион на выгодных условиях. Некоторые регионы могут выйти на рынок с собственными облигациями (в конце 2013 года это сделала Мордовия - Znak.сom), но у каких-то регионов их купят, у каких-то нет. Наконец, регион придет к необходимости сократить расходы. Тут тоже несколько вариантов действий. Сокращать зарплаты бюджетникам нельзя. Можно сокращать инвестиционные расходы, расходы на национальную экономику. Можно повысить тарифы ЖКХ и частично снять с региона их субсидирование, можно сократить занятость в бюджетной сфере. После этого остается только пожелать удачи губернатору, который после таких действий пойдет на выборы. В подобную ловушку уже загнал себя президент Украины Виктор Янукович, наши пока действуют поумнее и загоняют себя в нее медленнее. Да, Минфин предлагает смещать губернаторов-должников, предлагает такой кнут для них - но этих кнутов у нас на стенке висит уже целая батарея», - говорит Зубаревич.
Эксперт прогнозирует, что резкого обвала экономики регионов не будет - расходы будут сокращать постепенно, по мере нарастания проблем.
«Ситуация тяжелая. Проблема в том, что ни один из губернаторов не может набраться смелости и сказать федеральной власти, что если они требуют наращивания социальных расходов, то пусть сами их и покрывают дополнительными трансфертами», - добавляет Зубаревич.
Нарастание долгов у регионов постепенно становится серьезным фактором, влияющим на внутреннюю политику, отмечают сразу ряд экспертов.
Губернаторы загнаны в угол: не повышать зарплаты бюджетникам и не выполнять майские указы Путина, в которых зафиксированы его предвыборные обещания повысить в разы социальные расходы, они не могут, поэтому никакого иного выхода, кроме как залезать в долги, у них нет, констатирует политолог Михаил Захаров.
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко называет проблему закредитованности регионов «отложенным риском». «По факту ряд губернаторов "покупает" лояльность населения, влезая в долги. Этот риск, несомненно, начнет серьезно влиять на ситуацию в регионах, но не в 2014 году, а поэтапно вплоть до 2018 года. Скорее всего, власти придется в итоге корректировать свои социальные обязательства», - рассуждает Минченко.
Предельное соотношение долга региона к доходу никак законом или регламентами не регулируется, поэтому занимать деньги они могут бесконечно - это показывает пример Мордовии, напоминает Константин Калачев.
«Ситуация с долгами ряда регионов выглядит критической, но оргвыводов не следует. Минфин у нас не обладает таким политическим влиянием, чтобы определять кадровую политику. Пока о долгах регионов не заговорит Путин публично, губернаторы могут спать спокойно», - мрачно отмечает эксперт.
Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев делает несколько мрачных выводов, исходя из нынешней ситуации с наращиванием задолженности регионов.
То, что в тяжелой ситуации по соотношению доход/долг оказался целый ряд регионов ЦФО, неудивительно, потому что эти регионы в основном старопромышленные и аграрные, а не сырьевые, отмечает Кынев.
«По причине неисполнимости майских указов Путина ситуация в регионах тяжелая, в итоге внутри регионов идет непрерывная борьба за оптимизацию, причем простой сменой губернатора проблемы Костромской области, к примеру, не решить. Конечно, есть губернаторы - к примеру, калужский губернатор Артамонов, - которые активно работают с бизнесом и пытаются изменить ситуацию, а есть регионы, где творится уже полная катастрофа - например, Калмыкия. Что касается влияния этой ситуации на политику, то ее значение бесспорно. Так, к примеру, конфликт мэра Ярославля Евгения Урлашова с губернатором Сергеем Ястребовым, закончившийся арестом Урлашова по подозрению в покушении на получение взятки, начался именно с перепалки по поводу бюджета и вопроса, за чей счет - города или области - надо выполнять майские указы Путина.
Подобные ситуации постоянно будут драйвером региональных конфликтов, когда одна сторона будет пытаться шантажировать другую.
Перестановки в губернаторском корпусе проблемы не решат, реформа МСУ денег регионам тоже не добавит. В любой момент ситуация может начать развиваться стремительно, и начнется такое, что ни в сказке сказать, ни пером ни описать», - мрачно прогнозирует Кынев.
ЯРНОВОСТИ