Политтехнологи Куйвашева попытались предать обструкции кремлевский рейтинг эффективности глав регионов. Но потерпели фиаско
Попытка свердловских политологов, обслуживающих губернатора Евгения Куйвашева, придать обструкции пилотный рейтинг эффективности глав регионов, подготовленный Фондом развития гражданского общества Константина Костина, не удалась. Как передает корреспондент Znak.com, процедуру планировалось реализовать в рамках круглого стола в пресс-центре агентства «ИТАР-ТАСС Урал». Туда сегодня собрались первый замглавы администрации свердловского губернатора Вадим Дубичев, политологи Анатолий Гагарин и Дмитрий Попцов, гендиректор фонда «Социум» Александр Долганов и его зам Ольга Рыбакова. Однако на встречу прибыл один из составителей рейтинга — председатель правления ВЦИОМ, глава научного совета ФРГО Леонид Давыдов. Его логичных, нередко критичных ответов на все поставленные вопросы хватило, чтобы в конце участники дискуссии признали рейтинг «нужным механизмом».
Вообще сегодняшний круглый стол оказался выстроен по принципу «вопрос-ответ». Первым начал руководитель «ИТАР-ТАСС Урал» Александр Пашков: «Все знают, откуда взялся этот рейтинг». И напомнил, как 20 лет назад вместе с коллегами «за кружкой чая» накануне губернаторских выборов составили первый подобный рейтинг, включив туда в качестве претендентов Антона Бакова и Малика Гайсина. «Этот продукт - новый этап развития этого рынка. Наконец-то на рынке появился мэйджор»,— с легкостью парировал Давыдов. Он напомнил, что рейтинг ФРГО составлен на основе георейтинга ФОМа — «того сакрального продукта», обладать которым последние 20 лет «было счастьем для любого политолога».
Политтехнологи Куйвашева попытались придать обструкции кремлевский рейтинг эффективности глав регионов. Но потерпели фиаско
Продолжил Дубичев. «Зная, кто стоит за этим рейтингом, безусловно, испытываешь пиетет»,— сделал он реверанс. Но тут же поинтересовался, можно ли доверять анализу, составленному в основном на социологии, с точки зрения его объективности, «тем более, что на основании этих рейтингов делаются определенные выводы, в том числе кадровые». «Существует другой подход, выраженный в указе президента, на основании которого президент оценивает региональные власти, там оценка населения лишь один из 11 критериев»,— подчеркнул чиновник.
«Мы с вами как философы понимаем, что вопрос объективности уведет нас к супердискуссии, что такое объективность. Рейтинг - это некий общественный продукт, который побуждает к мысли»,— прозвучал ответ Давыдова. Он признал, что претензии к исследованию есть, равно как и ко всем остальным подобным. Но постановка во главу угла опроса населения не случайна: «Федеральная власть заставляет на местах прислушиваться к мнению людей». «Мы идем к народовластию, только с другой стороны процесс пошел»,— напомнил он о том, что составители рейтинга в немалой степени опирались на требования Кремля.
В целом Давыдов отвечал вполне дружелюбно. Правда, когда Дубичев спросил его о том, что делать губернаторам, желающим сменить свое место в рейтинге, столичный политолог рекомендовал «не возить чемоданы [с деньгами]», а начать работать с населением.
Политтехнологи Куйвашева попытались придать обструкции кремлевский рейтинг эффективности глав регионов. Но потерпели фиаско
Ощутимое раздражение политолог проявил лишь, когда в диспут вступила представитель «Социума» Ольга Рыбакова. Сначала она усомнилась в методиках исследования, а затем и вовсе предложила не сравнивать губернаторов, которые находятся у власти «20 лет» и которые «1 год», очевидно намекая в последнем случае на Куйвашева. «20-летний спортсмен и 40-летний спортсмен участвуют в одном забеге. Нам что теперь, коэффициенты какие-то для них вводить?»— не без раздражения ответил Давыдов. Впрочем, на общий настрой это никак не повлияло и конец встречи прошел под знаком общего согласия.
Отметим, что первое место в рейтинге ФРГО занял ямальский губернатор Дмитрий Кобылкин. В группу глав регионов с «очень высоким рейтингом» вошли главы Тюменской области Владимир Якушев и Югры Наталья Комарова. Евгений Куйвашев попал лишь в группу со средним рейтингом, что, судя по всему, им самим было воспринято достаточно болезненно. Его курганский коллега Олег Богомолов и вовсе оказался на последнем, 81-м месте. Впрочем, об этом сегодня говорил Давыдов, отстающих вряд ли стоит записывать в «группу смерти». Опыт экс-губернатора Челябинской области Михаила Юревича, претендовавшего на 16-е место в списке, показывает, что от кадровых решений не застрахованы ни губернаторы-отличники, ни двоечники.
Игорь Пушкарев