Главное не просмотр, а участие
Трансляцию думских выборов увидят только избиркомы, кандидаты и наблюдатели.
Центризбирком (ЦИК) в среду принял постановление о видеонаблюдении на сентябрьских выборах в Госдуму. Им планируется охватить участки во всех 85 регионах, где суммарно голосуют более 80% избирателей. Однако от привычной с 2012 года общедоступной трансляции ЦИК в целях экономии средств отказался — прямой эфир на этот раз смогут увидеть только «участники избирательного процесса». Критики этого решения считают, что оно облегчит применение административного ресурса, а сторонники полагают, что этот шаг «сокращает возможность для провокационных действий».
Представляя проект постановления, зампред ЦИКа Николай Булаев сообщил, что перед комиссией стояла непростая задача: обеспечить видеонаблюдение с учетом трехдневного голосования в рамках бюджета, выделенного Министерством цифрового развития еще в те времена, когда выборы проходили в один день. Но ЦИК с этой проблемой справился: если на предыдущих выборах в Госдуму в 2016 году видеонаблюдение было организовано в 24 регионах и охватывало более 30% избирателей, то теперь камеры появятся на участках во всех 85 субъектах РФ, где голосуют более 80% граждан. При этом основные параметры видеонаблюдения остались теми же, что и на предыдущих федеральных выборах (оно используется с 2012 года), но за одним существенным исключением: в новом постановлении ЦИКа говорится лишь о трансляции изображения на служебный портал, тогда как ранее она велась еще и на «информационный ресурс в сети интернет, находящийся в открытом доступе, предназначенный для просмотра видеозаписей в режиме реального времени в день голосования».
Позже зампред ЦИКа объяснил журналистам, что оптимизация трансляции связана как раз с экономией бюджетных средств: «Поскольку в течение трех суток видеотрансляцию мы не можем обеспечить за те же самые деньги, мы пришли к выводу, что ее нужно обеспечить в первую очередь для тех, кто впрямую участвует в избирательных кампаниях».
Он также подчеркнул, что все другие заинтересованные граждане смогут наблюдать за процессом голосования в режиме онлайн в специальных центрах наблюдения, которые будут организованы во всех субъектах РФ.
На заседании Николай Булаев подробно рассказал, кому именно будет доступна служебная трансляция. «Доступ к служебному порталу имеет Центральная избирательная комиссия по всей стране, избирательные комиссии субъектов РФ в рамках своего субъекта, территориальная избирательная комиссия — в рамках той территории, на которой она работает, и участковые избирательные комиссии — по тому процессу, который происходит на участке голосования,— перечислил он.— Кандидат имеет доступ в рамках того округа, в котором он баллотируется, политическая партия — по всей стране. И отдельная категория — центры наблюдения». В работе этих центров смогут принять участие представители всех партий и, как отметила председатель ЦИКа Элла Памфилова, они будут особенно полезны малым партиям, которым не хватает своих наблюдателей.
На том же заседании ЦИК внес изменения в инструкцию по использованию комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) с учетом трехдневного голосования. Каждый день после завершения голосования в КОИБы будут вводиться данные по надомному голосованию (если оно имело место), после чего будут распечатаны и розданы наблюдателям контрольные данные, а утром следующего дня участковая комиссия и наблюдатели смогут сравнить информацию. По мнению ЦИКа, это гарантирует неизменность данных, а если они не совпадут, КОИБ будет блокироваться и участковая комиссия должна будет или отменить итоги голосования, или провести ручной пересчет.
Николай Булаев добавил, что на участках, оборудованных такими КОИБами, уже не нужны будут сейф-пакеты для ночного хранения бюллетеней.
А Элла Памфилова заверила, что благодаря нескольким степеням защиты и контроля бюллетени теперь «как иголка в сказке о Кощее Бессмертном — добраться очень сложно».
Решение ЦИКа об отмене общедоступной трансляции в очередной раз сокращает возможности для общественного наблюдения за выборами, считает эксперт по избирательному праву Андрей Бузин. «Ухудшение идет начиная с 2016 года, когда Элла Александровна Памфилова пришла руководить комиссией. С одной стороны, она вернула видеонаблюдение, которое три года было в засохшем состоянии. С другой стороны, были приняты меры, чтобы видеозаписи стали менее доступны»,— отмечает господин Бузин. Он напоминает, что ранее видеозаписи с участков можно было получить в Роскомсвязи, а после 2018 года — только через обращение в ЦИК, который часто отвечает, что оснований для получения записи нет. «С одной стороны, идет постоянная пропаганда по поводу того, что у нас самое лучшее видеонаблюдение. А с другой стороны, ухудшаются возможности доступа к видеозаписям. Этот процесс происходит в общем русле уменьшения открытости и гласности в работе избирательных комиссий»,— резюмирует эксперт.
Если бы этот портал (общедоступной трансляции.— “Ъ”) никому не мешал, его бы не упраздняли»,— считает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.
По его мнению, трехдневное голосование повышает вероятность применения административного ресурса. «А один из лучших способов его выявления — это как раз постоянное видеонаблюдение,— говорит господин Салин.— Казусы и скандалы, которые были раньше, власти не нужны, поэтому решили убрать "зеркало"».
Глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин полагает, что общественное наблюдение за выборами — вещь важная, но в первую очередь эта функция должна осуществляться заинтересованными лицами. «Если мы посмотрим на опыт практически всех демократий, то наблюдение за выборами является прерогативой их участников, а именно партий и их кандидатов»,— подчеркивает эксперт. При этом он считает, что последние нововведения ЦИКа позволят расширить возможности для профессиональных наблюдателей: «Качество видеонаблюдения в результате создания новой системы будет выше. Это точно никак не сокращает возможности для наблюдения, но уменьшает возможность для провокационных действий и формирования фейков. То, что делается,— это более рациональное использование бюджетных средств для повышения качества избирательного процесса».