http://www.eer.ru: Максим ФЕДОРЕНКО: интегральные рейтинги губернаторов потеряли смысл
Группа экспертов во главе с главой Фонда развития гражданского общества Константином Костиным подготовила первый интегральный рейтинг губернаторов. Максим ФЕДОРЕНКО уверен, что подобные замеры не отражают перспективы и квалификацию региональных начальников. Нужны не интегральные, а дифференциальные показатели влиятельности руководителей субъектов Федерации, такие как ЖКХ или национальный вопрос, считает сопредседатель Организации экономического и культурного сотрудничества стран Кавказского региона.
« В экспертном сообществе рейтинги губернаторов обсуждаются давно, их актуальность стала усиливаться в связи с выходом страны на этап «возвращения» губернаторских выборов. Назначенцам надо побеждать, а для этого – заручиться высокими оценками в Кремле и у населения. Федеральной власти надо иметь полную картину, чтобы делать ставку на ту или иную персону. Существенно то, что в отсутствии губернаторских выборов, региональные начальники по неведомым для большинства жителей региона причинам вдруг лишались своих мест, или же, напротив, объявляются успешными руководителями. В этой связи, запрос на объективные критерии оценки их деятельности есть и на федеральном, и на региональном уровнях. Кроме того, есть соответствующие Указы Президента и методики эффективности работы, разработанные Правительством РФ, касающиеся непосредственно губернаторских компетенций. Таким образом, губернатор всегда находится в перекрестии различного рода оценочных прицелов. Но обсуждения интегральных методик их успешности всё более вызывают сомнения и всё сильнее отрываются от реальности.
Одним из показателей интегрального рейтинга губернатора является оценка его работы экспертным сообществом. Так, губернатор Ростовской области Василий Голубев находится на верхних строчках группы «середнячков», а, например, губернатор Волгоградской области Боженов занимает последнюю позицию этой же «средней» группы. При этом, насколько мне известно, экспертные оценки их работы сильно различаются, значит, этот показатель не является существенным. А если задуматься над тем, какие могут быть мнения у региональных экспертов республик Кавказа или Тувы в отношении своих руководителей, то придётся констатировать низкую значимость этого фактора: экспертные сообщества в регионах, если где и есть, то их статус и работа в требуют отдельного обсуждения.
На мой взгляд, лучше всего характеризует работу губернатора его влияние на решение насущных проблем, «болевых точек», которые всем известны. Нередко острые проблемы сами по себе «интегральны» и затрагивают все стороны жизни граждан региона, требуют включённости всех управленческих ресурсов губернатора. В регионах Юга России такой проблемой является национальный вопрос. Признают его существование региональные власти, решают ли его, или предпочитают отмахиваться? У нас в области каждому, кто его затрагивал в последнее время, устраивали травлю в СМИ, обвиняя в политической ангажированности и желании «раскачать лодку», «разрушить мир в регионе». Публикаций на эти темы стало меньше, но сама проблема никуда не делась – придворные разоблачители националистов сами ленятся искать причины национальной напряжённости. В этой связи, анализ национальной проблематики в регионе порой гораздо больше скажет об эффективности губернатора, чем оценка экспертного сообщества или интегрированные многофакторные показатели.
«Русский рейтинг» губернаторов и мэров уже разрабатывается мной и моими коллегами из регионов, при поддержке московских экспертов и руководителей», - подчеркнул Максим Александрович.