| 19 ноября, 2012 | | | Читать на сайте издания |
Израиль предъявил движению "Хамас" ультиматум. Тель-Авив пообещал расширить военную операцию в секторе Газа, если палестинцы в течение полутора суток не прекратят запускать по Израилю ракеты. Эксперт Фонда развития гражданского общества Максим Минаев обсудил ситуацию с ведущим Андреем Норкиным.
Между тем, эксперты отмечают, что Москва заняла нейтральную позицию по поводу этого конфликта. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров поговорил по телефону с главой палестинского МИД Риядом Маляки. Лавров подтвердил, что Россия считает недопустимыми как обстрелы юга Израиля, так и непропорциональные удары "Цахала" по территории Газы.
— Вы можете объяснить, почему наша страна в этом конфликте занимает такую позицию, серьезно отличающуюся от нашей позиции по сирийскому конфликту?
— Я думаю, здесь есть две основные причины: во-первых, тот факт, что работа на палестино-израильском направлении в настоящее время хотя и осуществляется, но мы явно не ключевой субъект, который интегрирован в прямой диалог между субъектами. Особенно, если сравнивать с Египтом, который там присутствует в прямом смысле в виде своих МИДа, Службы общей разведки, который знает нюансы и специфику как диалога между ведущими политическими силами Палестины, так и между ними и Израилем.
Вторая причина –– это ограниченность содержательного контекста отношений нас с Палестиной и с Израилем, потому что с Израилем сейчас развиваются преимущественно отдельные сегменты военно-технического сотрудничества. А что касается Палестины, то учитывая нестабильность и некоторую сегментацию автономии в политическом смысле, сейчас торгово-экономический диалог с ней ограничен в еще большей степени.
— Как вы думаете, сейчас возможно какое-то положительное вмешательство некоего посредника, третьей стороны в конфликт?
— Возможно, Египта в первую очередь.
— А США?
— Опыт участия США в израильско-палестинском урегулировании в период первой администрации Обамы был неудачным. И я не считаю, что у них есть серьезные возможности для того, чтобы повлиять на позицию "Фатха" и "Хамаса" в Палестине.
Они могут частично воздействовать на позицию премьера-министра Биньямина Нетаньяху и его кабинета министров, но это не даст им позиции, когда вы находитесь с обеих сторон и можете глядеть на одного субъекта, но у вас нет адекватных мотивационных рычагов.
— Хорошо. Тогда обратная ситуация — без участия международного посредника возможно как-то все разрешить в ближайшее время?
— Это очень сложная проблема, которая существует в диалоге между Тель-Авивом и сектором Газа. Есть, безусловно, возможности, потому что мы видим, что после операции "Литой свинец" удавалось сохранять пусть и зыбкий, но баланс сил там. Сейчас все во многом будет зависеть от желаний Тель-Авива и от того, насколько "Хамас" готов пойти на откровенное обострение, потому что если они способны снизить степень агрессивных приготовлений, то действующему кабинету министров Израиля нет необходимости возвращаться к практике "Литого свинца".
Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc-y/2070588