| 16 ноября, 2012 | | | Читать на сайте издания |
Принятие «списка Магнитского» вместо поправки Джексона-Вэника носит недружественный характер со стороны США по отношению к Москве. Особенно если учитывать, что за ней стоят содержательные моменты: потенциально возможно замораживание финансовых активов, запрет на въезд российским чиновникам в США. В существующей редакции в «список Магнитского» входят не только те, кто потенциально причастен к этому делу, но все, кто, по мнению американцев, причастен к притеснению прав и свобод.
Формулировка достаточно размытая. Она во многом соотносится с аналогичными критериями той же поправки Джексона-Вэника. Она тоже привязывалась к определенному ограничению гражданских свобод. И «список Магнитского» создает соответствующее негативное содержание в данном сегменте диалога с США.
Если говорить о том, насколько «список Магнитского» будет влиять на отношения между нашими странами, то надо учитывать действие этого списка. Скажем, на поправку Джексона-Вэника последние годы накладывался мораторий.
Что кается «списка Магнитского», то не понятно как он будет действовать – в полной мере или нет. Если будет функционировать в полном объеме, это способно отразиться на диалоге в политической сфере. Если будут ограничения на действие закона Магнитского, то это не так ощутимо скажется на взаимодействии.
Но и переоценивать действие этого списка не стоит. Уже обсуждается вероятность того, что Обама может посетить Россию. Этот визит разрядит обстановку, которая несколько осложнилась в последнее время между нашими странами, и будет стимулировать сотрудничество в области экономики, политики, международной безопасности. Может быть этот визит окажется сопоставимым с первым приездом Обамы, когда был задан новый формат двусторонним отношениям.
Не исключаю, что такой поворот событий возможен и сейчас. Особенно с учетом того, что Обама для России понятен. Его подход в отношениях с Москвой более или менее кристаллизовался. Вряд ли ближайшие четыре года в США в отношениях с Россией что-то изменится. И этот факт скажется позитивно на взаимодействии между странами.
Напомним, сотрудник фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский, обвиняемый в совершении ряда экономических преступлений, скончался в следственном изоляторе в ноябре 2009 года. Это вызвало большой резонанс в России и на Западе.
В результате американский сенатор Бенджамин Кардин подготовил законопроект о санкциях против чиновников, которые, по его мнению, несут ответственность за смерть юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магницкого. В частности, предлагается запретить въезд в США целому ряду российских официальных лиц, якобы причастных к смерти Магнитского. Также предлагается заморозить их американские банковские счета.
В Москве ответили категорическим отказом на предложение американских сенаторов, больше похожее на ультиматум. Россия не приемлет замену поправки Джексона-Вэника другим законодательным актом, заявил тогда помощник президента РФ Аркадий Дворкович.