http://www.etver.ru: РЕЙТИНГ КАК ПРИГОВОР? «КАРАВАН» СПРОСИЛ КРЕМЛЕВСКИХ ПОЛИТОЛОГОВ О СУДЬБЕ АНДРЕЯ ШЕВЕЛЕВА
27 января в Москве, в Фонде развития гражданского общества, возглавляемом Константином Костиным, состоялась презентация первого рейтинга эффективности губернаторов. Губернатор Тверской области Андрей Шевелев занял в этом рейтинге одно из самых нижних мест в последней группе, которую журналисты уже остроумно окрестили «группой смерти»
«Встал, побрился и написал заявление об отставке»
Ниже Тверской области, находящейся между Москвой и Санкт-Петербургом, только две национальные автономии, раздираемые внутриэлитными конфликтами – Карелия и Удмуртия, а также Курганская область, затерявшаяся на границе с Казахстаном. От группы лидеров – губернатора Ямало-Ненецкого АО Кобылкина, руководителя Калужской области Артамонова, главы Татарстана Минниханова, губернатора Кемеровской области Тулеева и губернатора Белгородской области Савченко – аутсайдеров отделяет порядка 25 баллов.
Как и почему губернатор Тверской области Андрей Шевелев добился таких «выдающихся» результатов, мы решили выяснить у авторов рейтинга.
Особенностью этого рейтинга стала его интегральность – в основу положено шесть исследовательских модулей. Еще одна особенность – участие в подготовке нынешнего рейтинга практически всех, кто делал рейтинги до этого: от политолога Евгения Минченко, автора старейшего на этом рынке «Рейтинга выживаемости губернаторов», до фонда «Общественное мнение», возглавляемого Александром Ослоном. Надо сказать, что ежеквартальные георейтинги ФОМ до сих пор считались в среде региональных политических элит неким «сакральным знанием», их ксерокопировали и анализировали наиболее «посвященные» аналитики. Сегодня именно социология георейтингов ФОМа легла в основу рейтинга эффективности губернаторов. Опрошено примерно 60 тысяч человек во всех регионах России. И поскольку ФРГО планирует выпускать такие рейтинги 10 раз в год, мы сможем в динамике следить, как меняются настроения общества.
Социологи задавали жителям региона несколько вопросов, в том числе и прямо спрашивали, хотят ли жители, чтобы нынешний губернатор оставался на своей должности. Следующим критерием были данные государственной статистики по соотношению в регионе доходов и расходов населения. Затем оценивалось социальное самочувствие граждан, поддержка властью бизнеса. Кроме того, анализировалось соотношение позитивной и негативной информации в СМИ (авторы заверили, что у них есть критерии «выбраковки» официальной заказной информации о деятельности губернаторов, а также сообщили о намерении включить в этот оценочный модуль анализ социальных сетей, восприятие местной власти в блогах). И, наконец, последний критерий – оценка экспертная, причем эксперты должны хорошо знать обстановку в регионе.
Политолог Константин Калачев, руководитель «Политической экспертной группы», охарактеризовал рейтинг ФРГО как «самый качественный продукт» на сегодняшнем политическом рынке, сказав, что 99% его совпадает с его собственной оценкой. Он отметил, что, конечно, сравнивать Ямал и какую-нибудь Владимирскую область сложно, но в число лучших вошли и губернаторы, в чьих регионах нет особых ресурсов – кроме пассионарности и энергии руководителя, такие как Анатолий Артамонов и Евгений Савченко. Что касается аутсайдеров, среди них есть руководители регионов, где есть все – и активное население, и ресурсы. А КПД использования всего это властью очень низок. В пример был приведен Пермский край. Калачев подчеркнул важность умения работать с общественным мнением: роль СМИ с возвращением выборов губернаторов усиливается, но не везде это поняли.
Евгений Минченко, президент холдинга «Минченко Консалтинг», чуть строже оценил рейтинг: с его оценкой не совпадает примерно 10 позиций (это не касалось лидеров и аутсайдеров, здесь все были единодушны). Минченко подчеркнул, что высокий рейтинг не гарантирует 100%-ной выживаемости, и привел в пример челябинского губернатора Юревича, который при весьма приличном рейтинге некоторое время назад «встал утром, побрился и написал заявление об отставке».
Правда, как уточнил Леонид Давыдов, председатель комиссии Общественной палаты РФ по региональному развитию, руководитель Экспертного совета фонда, казус Юревича говорит об одном – губернаторы должны смотреть, как удается гармонизировать внутрирегиональную жизнь, межэлитные отношения.
«В Тверском регионе нет лидеров»
Виталий Иванов, руководитель Центра региональных исследований ФРГО, подчеркнул, что для тех, кто попал в «группу смерти», станут бессмысленными вопросы об их дальнейших политических шансах, а также гадания, оставят этих губернаторов в качестве исполняющих обязанности до выборов или не оставят.
По окончании презентации мы спросили у Константина Костина:
– Может ли нынешний рейтинг стать критерием при принятии кадровых решений Кремлем – например, по тверскому губернатору Андрею Шевелеву? (Надо сказать, подобный вопрос интересовал не только «Караван», в разных модификациях его повторяли после нас и другие журналисты, а Лола Тагаева, обозреватель издания «Slon.ru», даже призналась, что ее попросил спросить об этом «один вице-губернатор».)
– Сами понимаете, этот вопрос надо адресовать не мне. Скажу одно: по опыту моей работы в Администрации президента (Константин Костин возглавлял Управление внутренней политики АП в 2011-2012 гг. – Прим. ред.) там учитывался любой качественный анализ ситуации.
Евгений Минченко напомнил, что как минимум четверым губернаторам из «группы смерти» предстоят выборы. После Олимпиады он пообещал выпустить большой доклад об избирательных технологиях в России и за рубежом: к сожалению, сказал Евгений Минченко, у нас самая распространенная технология – «режиссирование» обоймы кандидатов, зачистка ее настолько, чтобы выбирать было буквально не из кого. Хотя на выборах в Москве и Подмосковье с успехом опробована другая тактика, там к выборам допустили всех.
– Понятно, с некоторыми губернаторами-аутсайдерами рейтинга на выборах могут быть проблемы. Но будут ли выдвинуты их кандидатуры? – усомнился Евгений Минченко.
Был поднят актуальный для Тверской области вопрос перекредитованности регионов. Константин Костин уточнил, что долги бывают «хорошие» и «плохие».
– Если деньги, которые берет в долг регион, тратятся на потребление, покрытие процентов по ранее взятым кредитам и т.д. – это явно плохие долги. У регионов-лидеров тоже много заемных денег, но они вкладывают их в развитие, как, например, Калужская область, создающая инфраструктуру для промышленных площадок.
Журналисты поинтересовались, насколько соотносятся рейтинги эффективности управления регионами с рейтингами «Единой России» в областях, краях и республиках. Как стало ясно из ответов экспертов, в 2014 году рейтинги «ЕР» не будут важным показателем. Константин Калачев прямо сказал:
– Можно изнасиловать регион для повышения результата «Единой России», но от этого социальное самочувствие только ухудшится.
Про тех же региональных руководителей, которые вместо реальной «работы над ошибками» «тупо ищут возможность заплатить за рейтинг», эксперты единодушно сказали, что при малейших попытках будут ставить таких губернаторов сразу на последнее место.
В кулуарах мы попросили Константина Калачева, одного из самых компетентных специалистов по региональной политике, отдельно прокомментировать ситуацию в Тверской области.
– К сожалению, я не могу быть беспристрастным. Я лично встречался с тверским губернатором Андреем Шевелевым, и мне очень не понравился он сам и не понравился человек, отвечающий у него за внутреннюю политику (по всей видимости, имеется в виду первый замгубернатора Сергей Дудукин. – Прим. ред.). Как я понимаю, для Тверской области эти люди так и не стали своими.
Сложность Тверской области в том, что в регионе нет лидеров. В других областях, попавших в «четвертую группу», губернатору дышат в затылок конкуренты – местные люди, всем известные, с ресурсами и материальными, и электоральными.
В то же время лимит на ошибки для Тверской области исчерпан, еще одного неудачного губернатора ваш регион просто не выдержит. Возможно, именно поэтому так долго не принимаются решения относительно Андрея Шевелева, хотя уже давно понятно, что он не на своем месте. Нет, я не возьмусь делать прогнозы относительно Тверской области…
Мария Орлова