Губернаторов разделили по эффективности
На сентябрьских губернаторских выборах сразу у девяти из четырнадцати действующих глав регионов, которые могут выдвинуться на новый срок, не исключены серьезные трудности. Об этом свидетельствует рейтинг эффективности губернаторов, презентованный 27 января Фондом развития гражданского общества (ФРГО). Впрочем, эксперты пока не торопятся прогнозировать исход выборов в этих регионах, т.к. проблемных губернаторов могут заменить раньше.
- 93122[637x379]
В понедельник, 27 января ФРГО представил свой новый продукт – т.н. рейтинг эффективности губернаторов. На презентации авторы и приглашенные коллеги-политологи говорили об особенности этого исследования. Во-первых, оно основано на крайне дорогом и до недавнего времени недоступном в оперативном режиме даже для профессиональной аудитории георейтинге Фонда «Общественное мнение». Речь о ежеквартальном опросе в 79 субъектах России почти 60 тысяч человек. Во-вторых, рейтинг основан не на одном, а сразу на шести «исследовательских модулях». Помимо базового – георейтинг (дает каждому губернатору до 75 баллов) – задействованы еще пять (каждый добавляет или отнимает у губернатора до 5 баллов).
Во-первых, это данные Росстата о соотношении доходов и расходов населения каждого региона. Во-вторых, рейтинг социального самочувствия регионов, который также готовит ФРГО. В-третьих, отдельный вопрос социологов для подкованной в бизнесе аудитории о содействии региональной власти местному предпринимательству. В-четвертых, индекс медиа-эффективности губернаторов, который готовит Национальная служба мониторинга. И, наконец, в-пятых, экспертная оценка.
В итоге 83 главы региона распределились по четырем группам: очень высокий рейтинг, высокий рейтинг, средний рейтинг и рейтинг ниже среднего. Последнюю группу с подачи журналистов неофициально окрестили «группой смерти».
Несмотря на то, что основу для исследования дает георейтинг ФОМ, по словам главы ФРГО Константина Костина, остальные параметры также играют значимую роль.
«Между границами «группы смерти» и группой-лидером как раз 25 баллов - 5 маркерных показателей», - объясняет он. То есть, даже при идеальной оценке губернатора населением, если прочие параметры рейтинга плохи - место среди самых неэффективных коллег ему обеспечено.
«Есть конкретные примеры, когда маркерные показатели сказывались на переходе губернатора из одной в другую группу», - добавляет руководитель Центра политических исследований ФРГО Андрей Кочетков.
В общей сложности в 2014 году выйдет 10 выпусков рейтинга эффективности, продолжает Костин. Причем именно для этого ФОМ впервые начнет осуществлять исследования в Чечне, Ингушетии, Ненецком АО и на Чукотке.
Говоря о работе коллег, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев, чьи оценки также включены в рейтинг, назвал его «самым серьезным продуктом на рынке».
«Мои экспертные оценки с данными рейтинга совпали на 99%», - добавляет он.
Однако, по словам Калачева, показатели, определяющие эффективность того или иного губернатора, иногда реально не соответствуют усилиям, которые прикладывает этот глава региона. «Кому-то достаются преимущественные условия, развитый регион и особо стараться не приходится. А кто-то напротив – сталкивается с крайне тяжелыми условиями, в которых добиться высокого результата, даже стараясь, удается не всегда», - отмечает Калачев.
Политолог, президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко, также принявший участие в составлении рейтинга, оказался более критичен.
Эксперт не согласен, по крайней мере, с десятью позициями в рейтинге.
«Я не понимаю [губернатора Чукотки Романа] Копина и [губернатора Магаданской области Владимира] Печеного в первой десятке. [Глава республики Дагестан Рамазан] Абдулатипов (19 место – ред.) и [глава республики Коми Вячеслав] Гайзер (12 место) завышены. Почему [губернатор Новосибирской области Василий] Юрченко занижен и попал в «группу смерти?», - сомневается Минченко.
Впрочем, по крайней мере, по двум позициям коллеге тут же дал пояснение один из составителей рейтинга, глава департамента региональных исследований ФРГО Виталий Иванов. По его словам, Копин и Печеный - новые губернаторы и у населения вызывают повышенные ожидания. Это т.н. «эффект медового месяца». Кроме того, и в Магаданской области и на Чукотке хорошие базовые условия для развития.
Нашлись у Минченко и иные замечания. Например, он полагает, что георейтинг ФОМ на практике имеет даже больший, чем 75%, вес в рейтинге. На его данных основаны, по крайней мере, два дополнительных параметра исследования: рейтинг социального самочувствия регионов и опрос по взаимоотношениям власти и бизнеса. В связи с этим эксперт предлагает в качестве противовеса усилить влияние экспертных оценок.
Кроме того, Минченко призвал сопоставлять удовлетворенность населения положением в том или ином регионе и закредитованность этого региона. «Например, у Мордовии гигантская кредитная задолженность, но люди хорошо расположены к власти», - поясняет он.
Отметим, что рейтинг оказался достаточно беспощадным по отношению к большинству глав регионов, где в сентябре 2014 года пройдут прямые губернаторские выборы. Виталий Иванов, отвечая на вопрос корреспондента Центра политического анализа о том, означает ли это, что предстоящие губернаторские выборы могут быть проблемными для власти, предположил, что отстающие губернаторы могут и не быть выдвинуты на новый срок.
Константин Костин также предложил подождать выдвижения кандидатов, прежде чем говорить о предвыборной ситуации в том или ином регионе. Однако Костин не исключил, что если кто-то из губернаторов из «группы смерти» все же пойдет на выборы – у него действительно могут быть проблемы.