http://ria56.ru: Интегральное исчисление есть действие обратное дифференциальному
Опубликован первый интегральный рейтинг глав регионов, который теперь станет одним из главных факторов для оценки их деятельности администрацией президента – так преподнесли СМИ документ, подготовленный Фондом развития гражданского общества.
Деятельность глав субъектов Федерации оценивали исходя из показателей экономического положения субъекта, оценки федеральными и региональными СМИ деятельности руководителя региона, мнения экспертного сообщества, по результатам социологических исследований. Учитывались также данные о соотношении денежных доходов и расходов населения. В работе над рейтингом участвовали фонд «Общественное мнение», Федеральная служба государственной статистики, Национальная служба мониторинга.
Глав регионов распределили по четырем группам: «очень высокий рейтинг», «высокий рейтинг», «средний рейтинг», «рейтинг ниже среднего».
Первую строчку рейтинга занял губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин - 95 баллов, вторую глава Калужской области Анатолий Артамонов - 93 балла. Оренбургский губернатор занимает в списке 35-37 позиции в группе «высокий рейтинг».
Оценка эффективности деятельности любого руководителя, тем более главы субъекта Федерации, - дело чрезвычайно сложное. И крайне ответственное, учитывая, что, как пишут в комментарии к первому рейтингу глав регионов, такой документ, «представленный ФоРГО, это фактически «кремлевский» рейтинг, данные которого администрация президента (АП) будет использовать в работе».
Дело не только в том, что регионы в России очень разные. Из-за данного обстоятельства, кроме всего прочего уже следует, что эффективное управление одним из них может оказаться вовсе или не совсем таковым в другом субъекте. А рейтинг, хотим мы того или не хотим, всегда сравнение, в данном случае - одного главы российского региона с другим. Или наоборот. Показательный пример дает бывший губернатор Мордовии, а ныне глава Самарской губернии Н.И.Меркушкин. Опубликованный рейтинг первый – стало быть, для последовательного сравнения нет материала, а для размышлений - имеется. У Самарского главы Меркушкина в рейтинге позиция с 78 баллами 19-20, а у нынешнего главы Мордовии, не так давно занявшего должность того же Меркушкина в республике, 47-50 (61 баллов). Что здесь от региона, а что от губернатора? Или так уж к худшему изменилось за два последних года положение в Республике Мордовия? Не думаю… Тогда, быть может, прорыв совершила Самарская губерния? Фактов на сей счет тоже не густо и статистика не очень богата…
Возможно, влияют на оценку те пять модулей (а они способны прибавить до 25 баллов тому или иному главе региона), корректирующих базовую оценку населением деятельности губернатора. Тем более один из рейтинговых модулей вовсе далек от объективности – по негативной или позитивной информации в средствах массовой информации. Даже если по шестому модулю эксперты откорректируют своими пятью баллами общую оценку, но результат-то уже есть и с ним что-то может сделать только Администрация Президента.
Что же касается губернатора Оренбургской области Ю.А.Берга, то он расположился в группе двадцати глав российских регионов с оценкой «высокий рейтинг». У него 35-37 позиция с 69 баллами. Место достойное, и оно могло быть и выше, но не любит оренбургский губернатор «светиться» на экранах, к тому же он редкий гость на полосах федеральных газет. Если и появляется, то все больше по проблемам, а в региональных СМИ чаще с ответами на сложные вопросы от граждан, с критикой тех или иных областных служб, бизнес-структур, проявляющих минимум социальной ответственности. Не думает человек о рейтингах, о пиаре и так далее по этому ряду.
Кстати, этому есть и подтверждение. Оно обнаруживается очень просто: делением расходов на СМИ консолидированного областного бюджета на численность населения области. Одна из самых низких получается сумма на душу населения – по крайней мере, по Приволжскому федеральному округу.
А жилья в области в прошлом году построено без малого на 800 тысяч квадратных метров, максимум за последние два десятилетия, 111 процентов к уровню 2012 года. Более двух миллионов зерновых собрала область в один из самых засушливых лет. Выполнена областная программа по местам в детских садах – за год их количество увеличилось на восемь тысяч. На очереди задача нынешнего года – обеспечить местами в детских садах малышей от 1,5 до трех лет. В нынешнем же году начнется строительство в области перинатального центра. Это за тем, чтоб рождаемость росла и дальше, значительно превышая убыль населения,
Находит местная власть общий язык с крупным и малым бизнесом, что, несмотря на многие объективные сложности, способствует тому, что Оренбургская области имеет очень приличный показатель по занятости населения.
Но и проблем немало. Большая часть их из числа хронических. Одна из них с размерами оплаты труда. Она в Оренбургской области издавна сложилась пониже, чем в целом по стране (сначала в СССР, а потом и в России), поменьше, чем в соседних регионах. Менялась структура народного хозяйства области (газ, металлургия), региональная экономика (кратное увеличение добычи нефти за последние два десятилетия), но отставание по доходам на душу населения сохранялась. В последние годы все же началось приближение к общероссийскому уровню по доходам на душу населения: по итогам 2008 года, например, в Оренбуржье среднедушевой месячный денежный доход вышел на уровне 10 508 рублей, а за январь-ноябрь 2013 года статистика дает этот показатель в сумме 21 624 рублей. В целом по России среднемесячный денежный доход на душу населения сложился на уровне примерно 25 000 рублей. Разница между общероссийском и оренбургским показателями по 2008 году была на 1000 рублей больше не в пользу оренбургского населения. Невысокий темп сокращения, но он есть.
Другая проблема с историческими корнями. Энергофонодовооруженность аграрного сектора экономики Оренбургской области, низкая доля в нем перерабатывающего сегмента, «сияющие дырки и дыры» в сельской социальной инфраструктуре - вот то немногое, но чрезвычайно важное, что отмечали серьезные аналитики, сравнивая оренбургское сельское хозяйство с аналогичными территориями Советского Союза. Не получала область от Советской власти все, что с лихвой шло в другие регионы, и с тем вступила в полосу радикальных преобразований.
Эти и другие проблемы, когда то проявившиеся и отложенные до лучших времен приходится решать совсем не в лучшие времена. Рейтинги, естественно, все эти факторы учесть не могут. И не должны, у них другая задача…
А у глав регионов задача - решение реальных проблем, какую бы историю они не имели. Успех в этом многотрудном деле и является точным отражением места российских губернаторов в общем строю.