| 14 ноября, 2012 | | | Читать на сайте издания |
Бизнес по продаже гостайн оказался под ударом
Поправки к Уголовному кодексу предусматривают расширение трёх статей: «Государственная измена», «Шпионаж» и «Разглашение государственной тайны». Отныне под действие закона о госизмене может попасть не только человек, напрямую работающий на иностранную разведку, но и те, кто рекрутирован международными организациями и ведет деятельность, наносящую вред безопасности России. Сюда относятся не только консультации, но и финансовая, материально-техническая и другая помощь подобным организациям.
За попытку узнать гостайну с помощью специальной аппаратуры (например, прослушивающих «жучков») человек может быть лишён свободы на срок от 3 до 8 лет.
Кроме этого, в Уголовном кодексе появилась отдельная статья «Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну», наказывающая людей, «проникших в гостайну» незаконным способом – скажем, путём обмана или шантажа. За это преступник может получить до 4 лет тюрьмы.
Очевидно, такие меры направлены не только против шпионов, но и против набравших в последнее время популярность коммерческих структур, которые предлагают гонорары в обмен на закрытую информацию, а далее продают её иностранным разведкам или транснациональным корпорациям за более выгодную цену. Ранее такие организации были распространены на Западе (например, небезызвестная американская Stratfor, чью почту в начале этого года взломали хакеры), но в последние годы стали набирать обороты и в России. Подобным бизнесом в нашей стране отныне заниматься будет, мягко говоря, опасно.
Впрочем, велика вероятность, что в закон об измене Родине будут внесены «смягчающие» правки. В таком контексте несколькими днями ранее высказался президент России Владимир Путин на заседании обновлённого Совета по правам человека. «Давайте еще раз вернемся, подумаем, здесь не должно быть расширенного толкования — что такое госизмена. Готов еще раз вернуться и посмотреть повнимательнее», — заявил глава государства.
Поправки в Административном кодексе предусматривают денежное наказание для «иностранных агентов» за укрытие и искажение информации. В том случае, если организация -- иностранный агент -- не предоставила в срок требуемые законом сведения, либо дала их в неполном и искажённом в виде, она получит предупреждение (либо штраф). Для должностных лиц денежное наказание составит сумму от 10 до 30 тысяч рублей, а для юридических – от 100 до 300 тысяч.
В том случае, если деятельность НКО попадает под понятие деятельности «иностранного агента», но она не внесена в специальный реестр, она также получает штраф. Здесь суммы внушительнее — от 100 до 300 тысяч рублей для должностных лиц, и от 300 до 500 тысяч — для юридических. Такие же штрафы предусмотрены для физических и юридических лиц в том случае, если они размещают в Интернете или СМИ информацию без указания на саму организацию.
Кроме того, штрафы грозят тем НКО, которые продолжают работу после того, как их деятельность приостановлена. Руководители организации получат взыскание в размере 30-50 тысяч рублей, а рядовые сотрудники – от 3 до 5 тысяч рублей.
21 ноября должен вступить в силу и основной закон о регулировании деятельности НКО. Помимо административного наказания за его нарушение, предусматривается и уголовная ответственность.
С однозначной позицией выступили четыре правозащитные организации — «Московская Хельсинская группа», общество «Мемориал», движение «За права человека» и российское отделение Transparency International, которые назвали закон «антиправовым и аморальным» и заранее публично отказались вешать на себя метку «иностранный агент».
Такую откровенность можно назвать чистосердечным признанием, поскольку по закону метку «иностранный агент» должны ставить те организации, которые занимаются политической деятельностью, то есть борьбой за власть. Но не «правозащитные», «исторические» или «антикоррупционные», каковыми называли себя вышеперечисленные структуры.
Леонид Поляков, политолог, профессор, доктор философских наук, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, прокомментировал для «Однако» оба сегодняшних закона:
— Что касается закона об измене Родины. На заседании Совета по правам человека в понедельник действительно вопрос относительно закона о госизмене подняла Тамара Морщакова, бывший член Конституционного суда. Она как юрист говорила о том, что в новой формулировке чрезвычайно расширено понятие безопасности, и в этом смысле само понятие измены становится предельно широким и недостаточно определённым. И в связи с этим возникает опасность, что могут привлекаться к ответственности по этой статье люди, не совершившие преступления. Поэтому президент на это отреагировал, сказав, что необходимо вернуться к рассмотрению этого закона, и в том случае, если действительно есть такая опасность, внести необходимые уточнения. Необходимость в самом законе не подвергалась сомнению. Но нужна предельная точность, потому что статьи действительно тяжёлые и очень важно защитить граждан от возможного произвола и злоупотребления законом в различных ситуациях. Я предполагаю, что инициатива Морщаковой была не случайной, и она поддержана президентом. И до того, как начнётся практическое применение этой статьи, там возможны какие-то поправки.
Что касается закона об НКО, то по-прежнему часть правозащитников считает, что этот закон как бы их унижает. Но по сути дела, смысл был в том, чтобы с одной стороны защитить российскую политическую систему от вмешательства извне с помощью иностранного финансирования, а с другой стороны, в самом законе репрессивные меры предусмотрены только в том случае, если организация, получающая финансирование из-за рубежа, отказывается регистрироваться. Ведь сам факт регистрации ни к чему не обязывает и никаких последствий не влечёт. Но часть людей, которые работают в организациях, получающих иностранное финансирование, понимают это практически как личное оскорбление. Ну что ж поделать. У каждого человека своё восприятие.
Я знаю, что некоторые организации уже отказались регистрироваться. Это такой демарш — мол, делайте с нами, что хотите, но мы не шпионы, и так далее. Есть субъективное отношение к этому закону, хотя, на мой взгляд, ничего принципиально не меняется. Финансирование не запрещается, эти организации только включаются в особый список и у них особый порядок отчётности, в связи с тем, что деньги они получают из иностранных источников. Не более того.
Конечно, часть этих организаций будет сознательно идти на нарушение закона. Закон требует подчинения, и законопослушность должна быть чертой любого гражданина. Тем более гражданина, который называет себя защитником прав человека, потому что права базируются на законе. Я надеюсь, что, в конце концов, здравый смысл всё-таки должен возобладать, потому я уверен, что никаких негативных последствий для этих организаций на самом деле не будет. Резон самой идеи систематизации работы с такими организациями в нашем государстве предельно понятен.