СМИ об исследованиях

  |  13 ноября, 2012   |   Читать на сайте издания

Почему Кремль хочет ограничить активность власти в «Твиттере»

Администрация президента рекомендовала главам регионов писать в сервис микроблогов предельно корректные сообщения, чтобы не допускать там никаких скандалов. В противном случае обещают вовсе запретить губернаторам пользоваться Twitter.


Это сообщение газеты «Известия» на минувшей неделе всколыхнуло ульяновскую общественность. Практически все информагентства мгновенно выдали эту новость, как выдают какую-нибудь сенсацию. На эту тему высказались блогеры и аналитики, ее даже оперативно включили в обсуждение на молодежном лидерском форуме YouLead, который как раз проходил в эти дни. Все потому, что власти нашего региона в освоении соцсетей и блогов всегда стремились быть «впереди планеты всей». А тут вдруг такой поворот событий… Получается, зря старались?
Поводом для «сетевой цензуры» стали несколько инцидентов. Первый произошел в августе 2010 года, когда Дмитрий Медведев при помощи своего помощника Аркадия Дворковича поймал губернатора Кировской области Никиту Белых на пользовании сервисом микроблогов прямо на заседании Госсовета и публично его отчитал. Еще более серьезный скандал произошел в октябре того же года, когда губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин выложил фотографию тарелки с червяком, которого он обнаружил во время дипломатического приема в Кремле, посвященного визиту президента Германии. В феврале этого года «отличился» краснодарский губернатор Александр Ткачев. На заданный в Twitter вопрос инженера медтехники Юрия Будильникова, как ему прожить на 15 тысяч рублей в месяц, губернатор дал неожиданно прямой ответ: «Поменять работу». «Не нравится тебе работа - не ной, а иди и ищи более высокооплачиваемую», - развил мысль глава региона. Именно подобных историй в Кремле хотят избежать.


Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов по своей активности в Twitter входит в пятерку лидеров среди глав регионов по России, в ПФО - он и вовсе первый. На сегодняшний день он написал около четырех тысяч «твиттов» и имеет более 12 тысяч читателей. Однако к скандалам его сетевая активность пока не приводила. В коротких сообщениях он отчитывается о своей работе, раздает указания или делает замечания чиновникам,  то есть выполняет свои прямые обязанности, пусть и виртуально. Если Морозов и позволяет себе неформальные высказывания в Сети, то обычно это пожелания доброго утра, поздравления с праздниками или впечатления от каких-либо встреч и событий. 


Примеру губернатора следуют многие местные чиновники. Самые активные диалоги и монологи в Сети ведет министр информационных технологий Светлана Опёнышева. На сообщение о новой позиции администрации президента касательно власти в Twitter она отреагировала остро: «Почему у нас в России впадают из одной крайности в другую? Нам то велят быть максимально открытыми, то запрещают это делать. В микроблоге можно описать проблему и помочь ее решить, это хорошая возможность донести информацию из первых уст до населения».


Вести прямой диалог с властью в Сети жители Ульяновска понемногу привыкают. Все чаще в ленте можно встретить сообщения, где люди задают руководителям вопросы и довольно быстро получают ответы. «Когда у нас будет тепло?! В батареях парное молоко! Ребенок замерзает, с соплями постоянно», - пишет @bruzhenitsa в Twitter Марины Беспаловой.  Через пару часов получает ответ лично от главы города: «Обращались в УК? В контакт-центр? Прошу оставить официальную заявку и в ЕДС по телефону». Конечно, далеко не большинство граждан готово общаться с чиновниками в Сети. Но ведь этот канал - не основной, а лишь вариативный, дополнительный.
Согласно опросу в официальной группе правительства Ульяновской области «ВКонтакте», 80 человек из 135 проголосовавших положительно относятся к чиновникам в «Твиттере», отмечая возможность говорить напрямую с кем хочешь и оперативность в решении проблем. Сорок два человека считают, что это бесполезная трата времени первых лиц.


Ульяновский блогер-ана-литик Александр Кошелев в своей статье на эту тему вспоминает сентябрьский доклад Фонда развития гражданского общества, посвященный развитию Рунета и его влияния на политику и выборы. Там говорится, что Россия не просто вырвалась в число европейских лидеров по количеству пользователей Интернета. Растет и такой важный показатель, как степень доверия этому источнику информации. И если традиционные СМИ это доверие утрачивают, то Интернет - только приобретает и наращивает.


«В Ульяновске, Санкт-Петербурге, Кирове и других городах губернаторы благодаря Twitter имеют возможность получать информацию по абсолютно не ангажированным каналам, то есть напрямую от жителей. Это позволяет более оперативно и достоверно отслеживать ситуацию в регионах, контролировать исполнение собственных поручений, - считает блогер Дмитрий Малых. - Выход из Twitter - это шаг назад, признание своей слабости в технологической и современной информационной сфере». Блогер оговаривается, однако, что публичные лица должны внимательно относиться к форме и содержанию своих информационных сообщений. По его словам, позиция администрации президента тоже понятна, но она не должна перерастать в откровенный запрет использования Twitter.


Отказываться от микроблогов ульяновские власти не спешат, несмотря на последнюю рекомендацию Кремля. Лента Twitter прямо сейчас обновляется новыми сообщениями от Сергея Морозова и его коллег.


Екатерина Нейфельд