События и комментарии экспертов фонда

  |  17 декабря, 2020   |   Читать на сайте издания

«Единая Россия» планирует выставить одномандатников по всем 225 округам на выборах в Госдуму

Однако по согласованию с Кремлем примерно в 20 округах пойдут заведомо слабые кандидаты.
 
На выборах в Госдуму в 2021 г. единороссы хотят выставить одномандатников во всех 225 округах. Однако в части округов кандидаты будут заведомо слабые, поскольку в этих округах должны будут выиграть кандидаты от оппозиции, согласованные администрацией президента. Об этом «Ведомостям» рассказали собеседник в «Единой России» и собеседник, близкий к администрации президента. По словам собеседников, пока таких округов планируется от 10 до 20, но список до конца еще не сформирован. Ранее такая практика использовалась на региональных выборах.
 
Планы на округа
 
Партия хочет получить конституционное большинство, поэтому и выставлять кандидатов будет везде, говорит собеседник, близкий к администрации президента. По его подсчетам, сейчас партия точно может рассчитывать на 110–120 мандатов по округам, еще в 50 округах довольно уверенная позиция, однако оппозиция здесь может попробовать «что-то отщипнуть».
 
Около 20 округов достаточно сложные для «Единой России», говорит собеседник, а еще 45 округов тяжелые для партии: среди них пять округов в Москве, три в Санкт-Петербурге, округа в Хабаровске, Владивостоке, Екатеринбурге. «Из этих 45 округов около 20 округов, где партия может проиграть, а в 25 округах кандидаты от «Единой России» будут в роли догоняющих», – говорит собеседник. По его словам, там, где должны будут пройти кандидаты от других партий, «Единая Россия» по договоренности с администрацией президента выставит не самых сильных единороссов.
 
Собеседник в «Единой России» тоже подтверждает это и говорит, что если партийный кандидат выдвинется не самый сильный, то он все равно будет вести кампанию: «В этом году в одном из регионов на выборах в гордуму было согласование кандидатов по округам. Однако «Единая Россия» выставила кандидатов везде и в итоге выиграла три округа, которые были согласованы под оппозицию». По его словам, сейчас у администрации президента есть понимание, что в части округов должны победить кандидаты не от «Единой России» – «условный Алексей Журавлев от «Родины», – хотя окончательно список пока не сформирован.
 
В 2019 г. на выборы в Мосгордуму единороссы шли самовыдвиженцами, чтобы скрыть партийный бренд. Такая стратегия была выбрана мэрией, говорили собеседники, близкие к мэрии и администрации президента, хотя в «Единой России» ее критиковали. В итоге выборы проиграло несколько статусных единороссов, в том числе и секретарь регионального отделения Андрей Метельский. «Опыт Мосгордумы учли. В Москве скрывать партийную принадлежность бессмысленно, тут избиратели подобные ухищрения раскусывают сразу. На выборах в Госдуму такого не будет», – говорит собеседник, близкий к администрации президента. Второй собеседник также подтверждает, что партийный бренд на кампаниях в округах скрывать не планируют, и не исключает, что кандидаты от мэрии столкнутся с кандидатами-единороссами.
 
Партия будет выставлять кандидатов везде и везде будет бороться за победу, сказали в пресс-службе «Единой России».
 
Как это было
 
Секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак, возглавивший избирательный штаб партии, говорил, что партия будет выдвигать кандидатов во всех избирательных округах: «Единая Россия» будет выдвигать кандидатов везде. Самовыдвиженцы, естественно, могут выдвигаться. Но это не значит, что «Единая Россия» не выдвигает своего кандидата в этом же округе». Турчак подчеркивал, что целью «Единой России» на выборах является получение конституционного большинства – более 300 мандатов.
 
На выборах 2016 г. администрация президента согласовывала под оппозицию 18 округов – в них «Единая Россия» кандидатов не выставляла. Единороссы не участвовали в выборах в округах, где шли кандидаты от ЛДПР Сергей Фургал, Иван Абрамов, Алексей Диденко, Сергей Жигарев, Василина Кулиева, справедливороссы Галина Хованская, Федот Тумусов, Михаил Емельянов, Анатолий Грешневиков, Елена Драпеко, Леонид Левин, Анатолий Аксаков, коммунисты Николай Харитонов, Владимир Бортко, Олег Смолин, Наталья Еремейцева, а также там, где шли лидеры партий «Гражданская платформа» и «Родины» Рифат Шайхутдинов и Алексей Журавлев. В итоге «Единая Россия» получила 203 мандата по округам.
 
По округу в Адыгее выиграл самовыдвиженец Владислав Резник, который вошел во фракцию единороссов. Не удалось «Единой России» выиграть лишь в четырех округах, где победили коммунисты: Сергей Казанков в Марий Эл, Михаил Щапов в Иркутской области, Алексей Куринный в Ульяновской области и Денис Парфенов по Медведковскому округу в Москве (здесь единоросс снялся с выборов). Всего на выборах 2016 г. «Единая Россия» получила 343 мандата.
 
Два собеседника, близких к нынешнему внутриполитическому блоку Кремля, критиковали тактику согласования округов прежнего куратора внутренней политики Вячеслава Володина, поскольку, по их словам, именно из-за этого Фургал прошел в Госдуму. В 2018 г. Фургал был согласован губернатором Хабаровского края Вячеславом Шпортом себе в соперники на выборах главы региона и выборы неожиданно выиграл. Это было уже при новом кураторе внутренней политики Сергее Кириенко. В 2020 г. Фургал был арестован, в его поддержку в регионе идут многомесячные акции протеста.
 
Как сработает стратегия
 
Партия должна присутствовать везде, хабаровский кейс показал, что там, где партия не выставляет своих кандидатов, она теряет позиции, говорит координатор экспертного совета «Единой России» Константин Костин: «Везде, где кандидаты от «Единой России» не участвуют в федеральных выборах, это имеет негативные последствия для партии на последующих выборах». Базовый электорат нужно сохранять, поэтому, даже если кандидат не выиграл, он должен в кампании участвовать, добавляет Костин: «Кампания выборов в Законодательное собрание Хабаровского края 2019 г., где партия получила лишь два мандата, показала, что провластный электорат в значительной степени ушел к победителю. Поскольку сейчас формируется политический ландшафт на следующие 5–7 лет, разные силы имеют преимущество на разных территориях, надо не упустить возможность получить преимущество на наибольшем количестве территорий».
 
Стратегия 2016 г. с освобождением округов для оппозиции имела тогда смысл, потому что помогала повысить лояльность оппозиционных партий к возвращению смешанной системы выборов, считает руководитель фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский: «Тогда у них было не так много шансов с ходу победить в каких-либо округах, а вот от уменьшения пропорциональной части состава Госдумы оппозиционеры в любом случае теряли в количестве мандатов по спискам и численности фракций».
 
Сейчас же строгой необходимости в таком маневре для партии власти уже нет, да и руководство «Единой России» не раз заявляло, что в 2021 г. выдвинет кандидатов во всех округах, говорит Бадовский: «Отказ от этой публично заявленной позиции был бы для единороссов негативным фактором. Другое дело, что кандидаты от «Единой России» могут где-то проиграть, причем как в силу определенных договоренностей с кандидатами, так и просто уступив каким-то сильным фигурам от других партий». Если таких поражений немного, то они не сказываются на достижении единороссами своих целей победить на выборах и иметь контроль в Думе, полагает эксперт: «В то же время такие проигрыши работают на общую легитимность итогов выборов, на «картинку конкурентности».
 
На региональных выборах практика выставления слабых кандидатов от «Единой России» уже применялась, вспоминает политолог Александр Кынев: «На выборах в горсовет Новосибирска единороссы выставлялись во всех округах, но в тех, которые были отданы коммунистам, были заведомо слабые кандидаты». По его мнению, эта технология может помочь власти в крупных городах, когда кандидаты от губернаторов на думских выборах могут пойти как формально независимые, а их соперниками будут единороссы: «Такая ситуация может быть в Москве. Это будет усложнять контрагитацию против фактического кандидата от власти». Но нужно смотреть, что будет в действительности, говорит Кынев: «В 2019 г. партия обещала, что не будет губернаторов-самовыдвиженцев, а в этом году на выборах их было шесть человек. Так что не исключено, что где-то единороссы и не пойдут, если они могут ухудшить положение какого-то кандидата администрации».