События и комментарии экспертов фонда

  |  09 декабря, 2020   |   Читать на сайте издания

Общественная палата строит наблюдателей

ОП РФ стремится контролировать процесс обучения наблюдателей.
 
Координационный совет по общественному контролю за голосованием при Общественной палате (ОП) РФ объявил о запуске масштабной программы обучения наблюдателей к выборам 2021 года. Об этом вчера заявил председатель совета Максим Григорьев. Обучить планируется больше 100 тыс. наблюдателей. Представители партий приветствовали эту инициативу. Представитель движения «Голос» считает наблюдение от ОП РФ имитацией. В то же время координатор экспертного совета ЕР уверен, что ведущая роль Общественной палаты в формировании корпуса наблюдателей оправданна.
 
Глава координационного совета по общественному контролю за голосованием при ОП Максим Григорьев сообщил вчера на круглом столе «Старт программы массового обучения наблюдателей—2021», что первые обучающие семинары Общественной палаты запланированы на январь: «Учитывая многочисленные запросы политических партий и общественных организаций, возможно, это количество будет значительно больше этой цифры. На данном этапе нам надо переходить от акцента на количество к акценту на качество». Его заместитель в совете Алена Булгакова рассказала, что для обучения наблюдателей привлекаются эксперты по избирательному праву, более 200 человек в каждом регионе. Обучить планируется более 100 тыс. человек.
 
Ранее, выступая на Общероссийском гражданском форуме, сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц заявил, что на выборах в Госдуму на участки потребуется около 600 тыс. наблюдателей, и предлагал желающим вовлекать в процесс наблюдения как можно больше своих знакомых.
 
Как рассказал член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Александр Брод, наблюдателей обучают вести мониторинг всех этапов избирательной кампании, а не только наблюдать за днем голосования и подсчетом голосов.
 
По его словам, им также надо следить за сохранностью бюллетеней, нормами санитарно-эпидемиологической безопасности на избирательных участках и перепроверять «различные страшилки» о выборах, вбрасываемые некоторыми оппозиционерами. Член комиссии ОП РФ по вопросам благотворительности и социальной работе, председатель Российского союза молодежи Павел Красноруцкий предложил активнее задействовать молодежь. По его словам, сейчас в наблюдение вовлечены более 10 тыс. молодых людей из регионов, подавляющее большинство которых — студенты.
 
Представители политических партий, приглашенные на мероприятие, оценили роль Общественной палаты в наблюдении за выборами положительно. Замсекретаря генерального совета партии «Единая Россия» Евгений Ревенко заявил, что именно ОП РФ является оптимальной площадкой для обучения наблюдателей.
 
Председатель партии «Родина» Алексей Журавлев полагает, что своей работой по наблюдению палата обеспечивает прозрачность выборов.
 
А глава центрального совета Российской партии пенсионеров за социальную справедливость Владимир Бураков отметил, что инициатива ОП РФ по подготовке наблюдателей высоко оценивается малыми непарламентскими партиями, так как позволит им получить необходимые компетенции и поучаствовать в наблюдении.
 
Напомним, по закону наблюдателей могут направлять кандидаты, политические партии и общественные организации. Право направлять наблюдателей на участки ОП РФ и региональные палаты получили перед президентскими выборами в 2018 году. На общероссийском голосовании по поправкам к Конституции Центризбирком предоставил общественным палатам регионов исключительную возможность назначать наблюдателей. Партии и общественные движения должны были проводить своих наблюдателей через ОП РФ. У ряда экспертов ангажированность гражданского контроля за ходом голосования вызывала опасения, некоторые предполагали, что в дальнейшем монополия общественных палат на наблюдение может быть закреплена на законодательном уровне.
 
Максим Григорьев сообщил “Ъ”, что идея сделать ОП РФ центром назначения наблюдателей даже не обсуждается.
 
«Более того, мы и сами выступаем за то, чтобы было как можно больше независимых наблюдателей от разных партий, кандидатов, субъектов общественного контроля. Чем больше граждан будут участвовать в наблюдении, тем лучше. И это соответствует кодексу этики общественного наблюдателя (утверждается общественными палатами.— “Ъ”)»,— отметил господин Григорьев.
 
В пресс-службе Центризбиркома, отвечая на вопрос “Ъ”, о том, поддерживают ли там принцип назначения наблюдателей через общественные палаты, напомнили, что ЦИК не вправе изменить выборное законодательство, поскольку не обладает правом законодательной инициативы.
 
Однако в некоторых региональных общественных палатах не исключают в будущем появления такой законодательной инициативы. Так, например, по словам председателя общественной палаты Удмуртии Рашида Хуснутдинова, говорят об этой идее с лета: «Безусловно, этот вопрос нужно серьезно обсуждать. У нас с 2018 года есть опыт — и у региональных общественных палат, и у ОП РФ — организации общественного наблюдения за избирательным процессом. И практика, я считаю, успешная». По его словам, палата никогда не ставила перед собой задачу монополизации процесса наблюдения за выборами.
 
Временно исполняющий обязанности председателя ОП Крыма Александр Форманчук рассказал “Ъ”, что там тоже знакомы с идеей законодательно сделать палаты ключевым организатором процесса наблюдения за выборами.
 
В Дагестане, напротив, об этом ничего не слышали. Член региональной палаты Арсен Магомедов считает эту идею «не очень здравой», так как есть риск не набрать должное количество наблюдателей в условиях многодневного голосования, кроме того могут возникнуть сложности «с независимостью этих наблюдателей, так как некоторые общественные палаты весьма административно зависимы и побоятся выставлять неподконтрольных наблюдателей».
 
На ОП РФ государством возложена задача организовать процесс общественного наблюдения, что само по себе говорит об имитации общественного наблюдения, считает член совета движения «Голос» Андрей Бузин: «Для выполнения такой задачи палата организует обучение, на которое наверняка выделены средства. При таком подходе вряд ли получится качественное наблюдение: многое будет делаться для галочки». По словам господина Бузина, настоящие наблюдательские организации не удовлетворяют организаторов выборов, поскольку выявляют много недостатков. Однако он не верит, что нынешние действия приведут к монополии ОП: «Таких имитаторов уже было очень много, они все заканчивают свою деятельность с прекращением финансирования».
 
В то же время, по словам координатора экспертного совета ЕР, главы Фонда развития гражданского общества Константина Костина наблюдение за выборами базируется на трех составляющих — общество и СМИ, кандидаты и партии и международное наблюдение.
 
Он считает ведущую роль Общественной палаты в формировании корпуса наблюдателей от общества оправданной и очевидной. «Палата действует в интересах общества, у нее нет цели получить максимальный результат для какого-то конкретного кандидата или политической партии. Но каждый участник выборов должен иметь возможность наблюдать за голосованием, поэтому концентрировать обеспечение этого процесса в одном месте было бы несправедливо», — считает господин Костин.