Партия одномандатного большинства
Кремль надеется на победу своих кандидатов в Госдуму в 210 из 225 округов.
Власти поставили цель на выборах в Госдуму 2021 года провести своих депутатов в 210 из 225 одномандатных округов, говорят источники “Ъ” в администрации президента и «Единой России». Это должно с запасом обеспечить Кремлю конституционное большинство даже при снижении рейтингов ЕР. Собеседники “Ъ” утверждают, что пока перспективы прохождения пятипроцентного барьера малыми партиями, которые могли бы стать в Думе партнерами единороссов, выглядят неочевидно. Некоторые эксперты считают расчет на взятие двух третей мандатов силами одной лишь партии власти ошибочным, так как это не соответствует общественным настроениям.
Как утверждают источники “Ъ” в администрации президента (АП) и «Единой России» (ЕР), по итогам будущих выборов в Госдуму (пока, по словам собеседников “Ъ”, наиболее вероятно, что они пройдут по плану, в сентябре 2021 года) Кремль по-прежнему намерен удержать в нижней палате конституционное большинство (не менее 300 из 450 мандатов). Как поясняет источник “Ъ” в АП, для этого кандидаты власти должны победить в 210 из 225 одномандатных округов. Это же число называют и два источника “Ъ”, близких руководству ЕР. Один из них считает, что АП ставит такую задачу «с запасом». На выборах 2016 года ЕР сумела выиграть 203 округа и получила в сумме 343 мандата.
По словам собеседника “Ъ” в АП, искомые 210 мандатов надо набрать и за счет самой ЕР, и с учетом кандидатов от малых партий и самовыдвиженцев.
Источник, близкий к руководству ЕР, утверждает, что такая цель поставлена именно для партии власти. Секретарь генсовета ЕР Андрей Турчак ранее заявлял, что цель партии на этих выборах — получить в Думе более 301 мандата.
«Мы ни в коей мере не изменяем свои вводные. Цель — формирование в Госдуме фракции парламентского большинства под флагом "Единой России". На сегодняшний день это так», — подтвердил “Ъ” замсекретаря генсовета ЕР Сергей Перминов. По его словам, говорить о том, как именно будет достигаться эта цель, пока преждевременно, так как все решения должны приниматься исходя из подробного анализа ситуации, которая постоянно меняется, в том числе и из-за пандемии.
Представители основных «мозговых центров», близких к АП, пока уверенно говорят именно об электоральных перспективах самой партии власти, а не других проектов.
Глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин считает, что малые партии могут бороться только за одномандатные округа и преодоление трехпроцентного барьера, дающего госфинансирование. «Для думских выборов нужны идеология и понятная линейка узнаваемых федеральных кандидатов. В федеральном масштабе нельзя набрать голоса только на том, что ты альтернатива. Конечно, есть ситуативный электорат, который голосует из эксперимента, но его недостаточно для 5%. Малым партиям не хватает самого главного — морального обоснования своего права на лидерство и политическое представительство»,— отмечает эксперт. По его словам, у малых партий нет антирейтинга, но и получить серьезную прибавку к рейтингу уже не получится. Серьезно изменить расклад могут только какие-то масштабные события, которые вызовут кризис доверия к существующим партиям, добавляет господин Костин.
Руководитель департамента стратегических исследований ЭИСИ Екатерина Соколова полагает, что ЕР постепенно заполняет провал, возникший после пенсионной реформы, и остается самой эффективной партией в плане поиска подходящих кандидатов для одномандатных округов. По оценке эксперта, шанс набрать 5% у кого-то из новых партий есть, если они успеют стать «первым выбором» для оппозиционного электората, который не хочет голосовать за ЛДПР и КПРФ, а также для настроенных пропрезидентски, но не поддерживающих ЕР избирателей.
Пока расчет на малые партии в федеральном масштабе не выглядит очевидным»,— признается источник “Ъ” в АП.
Близкий к АП собеседник поясняет, что на осенних выборах малым партиям помогли внутриполитические блоки региональных властей, но на федеральном уровне реализовать это слишком сложно.
На 20 сентября рейтинг ЕР, по данным ВЦИОМа, составлял 31,7% (от всех опрошенных). За год до прошлых думских выборов, 20 сентября 2015 года, он был 54%, а накануне выборов-2016 — 41,1%. В итоге по партспискам единороссы набрали 54,2% голосов.
Некоторые собеседники “Ъ”, близкие к внутриполитическому блоку Кремля, считают установку на единоличную победу партии власти ошибочной.
Политконсультант Григорий Казанков полагает, что поиск конституционного большинства с расчетом на новые партии выгоден со всех точек зрения. «Реально сейчас "Единая Россия" может рассчитывать на 35–40%. Неправильно, чтобы она единолично получила конституционное большинство. А корректировки результата могут вызвать протесты, как было в 2011 году у нас или недавно в Белоруссии. Утилитарно-технологически играть в несколько партий тоже лучше. В некоторых региональных парламентах у нас сейчас по шесть фракций — кому-то от этого стало плохо?» Эксперт считает, что хорошие шансы на получение 5% есть у Партии пенсионеров за социальную справедливость, «Новых людей» и «Зеленой альтернативы», чуть меньше они у «Родины» и «Яблока». «Коммунисты России» и КПСС могут рассчитывать на прохождение барьера, если на думские выборы пойдет кто-то один из них, добавляет господин Казанков.
Политолог Александр Пожалов считает, что 210 округов — это все же «кризисный вариант», в который закладывается резкое ослабление результата ЕР по списку — «либо результат ЕР должен упасть до 30% при четырехпартийной Думе, либо власть закладывается на прохождение по спискам сразу шести партий с результатом ЕР в 35–40%». Он отмечает, что регионы «электоральной мобилизации» дают ЕР на федеральном уровне и высокую явку, и высокий процент, и ожидать падения ее результата ниже 40–45% не стоит. Поможет партии и публичная поддержка президента Владимира Путина. При этом раскрутка малых партий приведет к снижению результата всей думской четверки, в том числе и ЕР, а вот продвижение отдельных кандидатов от малых партий по округам можно обеспечить таким образом, что оно не будет ослаблять списочный результат «Единой России», указывает эксперт. Он также добавляет, что в проблемных округах раскол электората может пойти по принципу «за или против кандидата от власти», как в 2019 году на выборах в Мосгордуму, а в простых победит и единоросс. «Выдвижение не от ЕР, а от другой партии или как надпартийная фигура нужно, скорее, самим новым кандидатам, которых власть уговорит пойти на выборы, если они не видят себя в партии власти»,— полагает господин Пожалов.