СМИ об исследованиях

  |  27 января, 2014   |   Читать на сайте издания

Фронтовики берут губернаторов в кольцо

Сегодня Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) представит первый рейтинг выживаемости региональных властей. Между тем, по информации «НГ», в Кремле полным ходом идет подготовка к очередной осенней избирательной кампании. Контролировать ситуацию на местах призван Общероссийский народный фронт (ОНФ), финансирование которого смещается в сторону федерального Центра. Как стало известно «НГ», объектом особо пристального внимания и ФоРГО, и ОНФ  станут финансовые проблемы губернаторов, мешающие им выполнять майские указы президента.
 
Как рассказал «НГ» председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин, в Министерстве финансов готовится соответствующая инициатива, и в следующем рейтинге ФоРГО обязательно появится соответствующий пункт. 
 
Нынешнее исследование, подчеркнул Костин, носит интегральный характер: в нем учитываются не только социологические опросы (главным образом «Георейтинг» фонда «Общественное мнение» Александра Ослона), но и данные Росстата.
 
Определены пятеро губернаторов-отличников: губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин, глава Калужской области Анатолий Артамонов, президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, а также губернаторы Кемеровской и Белгородской областей – Аман Тулеев и Евгений Савченко.
 
Помимо базового, социологического рейтинга фонд Костина включает маркерные модули, каждый из которых дает региональному главе по 5 баллов из 100 возможных. Губернаторы первой пятерки благополучны по всем показателям. На втором месте среди этих показателей – соотношение денежных доходов и расходов населения в конкретном регионе. Эти данные взяты у Росстата из доклада «Социально-экономическое положение в России». Помимо прочего, губернатор получает индекс группы. У представителей первой группы очень высокий рейтинг – с интегральным показателем свыше 75 баллов. Во второй группе те, у которых рейтинг тоже неплох – от 65 до 75 баллов. В третьей группе явные троечники с показателями от 50 до 65 баллов.
 
В четвертой группе отстающие, чей рейтинг не превышает 50 баллов. Среди них – губернаторы Сахалинской и Новосибирской областей Александр Хорошавин и Василий Юрченко. В этом же перечне главы Орловской, Тверской и Курганской областей – Александр Козлов, Андрей Шевелев, а также президент Республики Удмуртия Александр Волков. Всего в четвертую группу попали 11 руководителей субъектов РФ. Напомним, кстати, что в единый день голосования 14 сентября 2014 года ожидаются выборы глав республик Алтая, Коми, Удмуртии; губернаторов Алтайского края, Астраханской, Воронежской, Кировской, Курганской, Орловской и Псковской областей и Ненецкого автономного округа. А также досрочные выборы губернаторов Ивановской области, Ставропольского края и Челябинской области.
 
Тем временем Министерство финансов готовит законопроект – отстранять от должности губернаторов, допускающих высокую закредитованность своих регионов. Константин Костин считает такое положение серьезной проблемой: «Это пирамида. Нельзя брать в долг до бесконечности. Рано или поздно долги надо отдавать. Иначе груз становится все тяжелее, и придется сокращать социальные программы. А это опасно. Одно дело, когда закредитованность хорошая – когда люди берут в долг и что-то производят: строят предприятия, улучшают инфраструктуру, увеличивая количество рабочих мест. Растут доходы региона, повышается налогооблагаемая база. Другое дело, когда деньги берутся в долг и сразу тратятся. У нас во множестве регионов, к сожалению, ситуация неблагополучная. Минфин в этом смысле вовремя забил тревогу». По словам Костина, данный показатель будет включен в следующий рейтинг выживаемости губернаторов – сейчас он присутствует в нем только на уровне экспертных оценок.
 
В роли контролеров за деятельностью региональных властей выступят представители Народного фронта. Именно им поручено отслеживать ситуацию с выполнением майских указов президента. Год назад ОНФ дистанцировался от партии власти, создав в регионах собственные площадки. С марта начнется перевод финансирования фронта с местного уровня на уровень федерального Центра. Сегодня, как утверждает в беседе с «НГ» глава контрольно-ревизионной комиссии ОНФ Вячеслав Лысаков, фронт питается деньгами общественных объединений, которые в него входят, – иные источники под запретом. Однако эти самые объединения могут быть завязаны на региональные власти. Поэтому Центром будет создана система фондов, через которые отделения ОНФ опосредованным путем и будут получать финансирование. 
 
О том, что содержание одного регионального отделения – дело отнюдь не дешевое, рассказал в беседе с «НГ» замглавы комитета Госдумы по безопасности Дмитрий Горовцов. По его словам, для учреждения отделения «Справедливой России» почти с нуля в Кемеровской области требуется около 7 млн руб. И никаких местных бизнесменов и общественников не хватит, чтобы потянуть такие расходы.
 
Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский утверждает: Кремль действует в русле сложившихся установок: сделать ОНФ по возможности независимым от губернаторов. Однако, замечает эксперт, это значит сделать фронт по факту полностью зависимым от федерального Центра, который хотел бы использовать его уже в качестве своего политического инструмента, в том числе инструмента давления на губернаторский корпус: «Кто платит – тот и заказывает музыку. Соответственно установка делается на то, чтобы не губернаторы и не местный бизнес финансировали ОНФ, а чтобы это делалось с федерального уровня, через специально для этого созданные московские структуры. Замысел понятный».
 
Последствия такой системы могут оказаться неприятными для власти, считает собеседник «НГ»: «ОНФ начинает оказывать дестабилизирующее влияние на политическую ситуацию в регионах. Когда-то Сурков пытался использовать в качестве такого инструмента давления нашистов, и на определенном этапе «Наши» много кричали, что в регионах расцветает бюрократия, что необходимо поставить этому заслон, и пытались играть в эту игру. Но у них не очень получилось, поскольку было меньше ресурсов и делалось это точечно и бессистемно. А ОНФ – структура, во-первых, взрослая, в отличие от молодежного движения, и насыщенная элитами и ресурсами. Фронт может быть гораздо более мощным подобного рода инструментом. Но губернаторов подобная мера шокирует – в регионах происходит дестабилизация. Соответственно подрываются позиции не только ЕР (в связи с созданием ОНФ), но и губернаторского корпуса. А никакого позитивного содержания здесь нет – просто раскачка ситуации. Я знаю много регионов, где губернаторы обеспокоены деятельностью ОНФ». Позитивного содержания в критике фронтовиков нет, уверен Туровский: «Раньше эта критика ассоциировалась с оппозицией. Теперь ассоциируется с ОНФ, и, собственно, ничего, кроме этой критики, не происходит. Это всего лишь инструмент давления на губернаторский корпус».
 
Александра Самарина