События и комментарии экспертов фонда

  |  28 августа, 2020   |   Читать на сайте издания

Общая судьба вместо сменяемости власти

К единому дню голосования россияне стали прагматичнее в выборе губернаторов.

Запрос на сменяемость лиц во власти и безоглядная вера в то, что с приходом новых руководителей улучшится жизнь, сменилась у граждан России на выбор адекватных администраторов и политиков, пусть и «примелькавшихся». К такому выводу пришли эксперты Фонда развития гражданского общества, оценивая сценарии кампаний и прогноз результатов единого дня голосования-2020, до которого осталось чуть больше двух недель.

Выборы глав, напомним, будут проходить в 18 регионах. И, как отмечают эксперты, кампании пока идут по референдумным сценариям. Перемен не требуют наши сердца. Как отметил Виктор Потуремский, директор по политическому анализу компании «ИНСОМАР», это обусловлено тем, что ранее сформированный в обществе запрос на справедливость к настоящему моменту перешел в запрос на быстрое реагирование власти на нужды населения, близость власти к гражданам, ощущение «общей судьбы». Он привел в пример действия врио главы Еврейской автономной области Ростислава Гольдштейна, который пообещал жителям починить крыши домов и очень быстро и эффективно это сделал, заработав очки избирателей. Проще говоря, если электорат видит достижения действующих глав, а также их эффективность, как при лоббировании интересов регионов, так и в ходе борьбы со вспышками COVID-19, то о конкурентной кампании на выборах речь практически не идет. Многие врио стартовали с электоральными рейтингами в пределах 30-40% и к июлю-августу «доросли» до 50-60%.

Тем не менее в семи регионах отмечались предпосылки для перехода к конкурентным сценариям. В первую очередь это Архангельская и Иркутская области, а также ЕАО. На обстановке в ЕАО не могут не отражаться события в соседнем Хабаровском крае, где продолжаются протестные выступления, спровоцированные арестом Сергея Фургала. Архангельская область еще не до конца оправилась от шиесского кризиса, и среди зарегистрированных кандидатов есть довольно яркая местная оппозиционерка. Но в Архангельской области врио главы Александр Цыбульский эффектным ходом (спиливанием забора вокруг полигона в Шиесе) вырвался вперед.

Что касается «оппозиционных» партий, то, по мнению экспертов, можно сказать, они «сами виноваты». Например, кандидаты КПРФ в пяти регионах не смогли преодолеть муниципальный фильтр не потому, что представляли сколько-нибудь значительную угрозу, а потому что новое поколение региональных лидеров КПРФ не пользуется авторитетом, зато отличается конфликтностью, из-за чего им трудно заключать сделки с другими оппозиционными партиями и «ЕР» ради сбора подписей «муниципалов». Довольно распространенный вопрос о партии «Яблоко», звучавший от участников фокус-групп был: а что, они еще существуют?

«Единая Россия» по-прежнему является главным субъектом российской партийной системы, доминирующей партией. Даже в тех регионах, где по итогам нынешнего ЕДГ возможно снижение представительства партии в выборных органах, единороссы с высокой долей вероятности все равно сформируют фракции большинства. Таким образом, поддержка «ЕР» станет главным направлением концентрации усилий власти на выборах в Госдуму.

По итогам этих выборов некоторые малые партии получат места в региональных парламентах и «думские лицензии». Высокие шансы имеют недавно созданные партии «За правду», «Зеленая альтернатива» и «Новые люди».

В целом электоральные кампании в этом году были не слишком заметны. Как отметил Алексей Чеснаков, директор Центра политической конъюнктуры, единый день голосования несколько потерялся на общем фоне других событий – пандемии и внесения поправок в Конституцию.