Сенаторов направляют на консультации
Совет федерации примет участие в назначении силовиков, но лишится права назначать генпрокурора.
Полномочия Совета федерации в части назначения генпрокурора могут быть урезаны: дополнить таким образом президентский законопроект о поправках к Основному закону предложила рабочая группа. Сейчас сенаторы голосуют за кандидатуру генпрокурора, предлагаемую президентом, и их решение является финальным. В рабочей группе предлагают закрепить за президентом право назначать генпрокурора после консультаций с Совфедом. Сопредседатель рабочей группы по подготовке изменений в Конституции Павел Крашенинников, поясняя эту идею, напомнил о трудностях с отставкой генпрокурора Юрия Скуратова. Эксперты также считают, что авторы поправки решили исключить повторение критической ситуации двадцатилетней давности, а заодно сбалансировать новые полномочия сенаторов, которые в случае принятия поправок станут участниками назначения глав силовых ведомств — правда, тоже лишь в режиме консультаций.
Рабочая группа по подготовке изменений в Конституции внесла в Госдуму поправку ко второму чтению президентского законопроекта, которая ослабляет полномочия Совета федерации в части назначения генпрокурора. Сейчас именно Совфед назначает генпрокурора и его заместителей, утверждая кандидатуры, представленные главой государства. Президентский вариант поправок к Конституции не предполагал изменения этого порядка. В то же время Владимир Путин предложил закрепить в Конституции процедуру назначения руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел и предотвращения чрезвычайных ситуаций: их в случае принятия поправок глава государства будет назначать после консультаций с сенаторами. Рабочая группа предложила добавить в этот список и генпрокурора.
Глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, сопредседатель рабочей группы Павел Крашенинников пояснил “Ъ”, что таким же изменениям подвергнется и процедура отставки генпрокурора: сейчас для нее требуется одобрение Совфеда, но в случае утверждения дополнения глава государства сможет принимать это решение единолично. «Мы надеемся, что наши поправки имеют высокие шансы на прохождение»,— считает сопредседатель рабочей группы, глава комитета по конституционному законодательству Совфеда Андрей Клишас.
Поправка вызвала возмущение депутата Госдумы от КПРФ Юрия Афонина: на заседании рабочей группы во вторник он заявил, что «дух» послания президента направлен на усиление полномочий парламента, а не ослабление.
«Как родилось это предложение?» — поинтересовался он у сопредседателей рабочей группы. Ответить взялся господин Крашенинников. По его словам, накануне члены рабочей группы спорили, что произойдет, если Совфед не захочет утверждать кандидатуру генпрокурора, внесенную президентом. «Давайте вспомним, все на нашей памяти,— призвал господин Крашенинников.— Были ли такие примеры в нашей новой истории по нашей Конституции? К сожалению, были. К чему это приводило, мы тоже помним, какие были кризисы, в том числе у нас в стране».
Позже господин Крашенинников пояснил “Ъ”, что имел в виду историю с отрешением от должности генпрокурора Юрия Скуратова.
В 1999 году его отставки потребовал президент Борис Ельцин в связи с публикацией видео, якобы компрометирующего господина Скуратова. Господин Скуратов назвал видео фальшивкой и связал происходящее с расследуемыми им делами в отношении окружения президента. В марте 1999 года сенаторы отказались принимать решение об отставке генпрокурора и утвердили ее только в апреле 2000 года, то есть уже при Владимире Путине.
Политолог Аббас Галлямов считает, что поправка о назначении генпрокурора президентом укладывается в логику централизации: по его мнению, парламент в результате ослабеет, а президентская власть укрепится. Эксперт также связывает поправку с историей отставки господина Скуратова и не исключает, что изначально предполагалось внести ее не от имени президента, а от имени рабочей группы.
В свою очередь, глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин считает, что увеличение полномочий парламента потребовало корректировки и усиления контроля со стороны президента с целью «балансировки и защиты от кризисов». Господин Костин также не обошел вниманием ситуацию с отставкой Юрия Скуратова: по его мнению, тогда в прокуратуре фактически сложилась ситуация безвластья, а такого лучше избегать: «Начальник в условной отставке — это не очень хорошо для ведомства в целом».