Путин согласился изъять из Конституции оговорку, позволившую ему вернуться на пост президента
Он поддержал и другие предложения по корректировке основного закона.
Согласие президента Владимира Путина вновь изменить Конституцию стало одной из немногих сенсаций его традиционной большой пресс-конференции, прошедшей 19 декабря.
Вопрос о необходимости внесения поправок в Основной закон был задан корреспондентом государственного агентства «РИА Новости» Еленой Глушаковой. Путин, по его словам, в курсе дискуссии по поводу изменения Конституции, но радикальных ее изменений не поддерживает. Он высказался за полную неприкосновенность первой главы, где описаны основы конституционного строя. Остальное в Конституции менять можно, добавил президент, и, в частности, можно было бы отменить оговорку «подряд» в статье о количестве президентских сроков. Речь идет о п. 3 ст. 81 Конституции, где сказано, что «одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд». «Ваш покорный слуга два срока отслужил, потом ушел с этой должности и имел конституционное право вернуться на должность президента, потому что это было уже не два срока подряд», – напомнил Путин, отметив, что эта оговорка смущает «некоторых наших политологов, общественных деятелей». Кроме того, он сообщил, что понимает логику тех, кто предлагает расширить права парламента «с некоторым изменением прерогатив и президента, и правительства». «Над этим нужно просто как следует подумать», – сказал Путин.
О готовности убрать из ст. 81 слово «подряд» Путин говорил еще в апреле 2012 г., когда уже после победы на президентских выборах выступал с последним отчетом правительства в Госдуме. Тогда он назвал соответствующее предложение депутата от КПРФ Владимира Бортко «разумным», но предложил решить этот вопрос «вместе со всеми фракциями». Однако Дума к этому вопросу с тех пор не возвращалась.
Уже после окончания пресс-конференции президент еще раз вернулся к теме конституционных поправок. Отвечая на вопрос телеканала «Россия 24», вероятна ли правка Конституции до окончания срока его президентских полномочий, Путин призвал не спешить и «не делать опрометчивых шагов». Но еще раз подчеркнул, что считает «не лишенным основания то, что партии ставят вопрос о расширении полномочий парламента».
Дискуссию об изменении Конституции ради расширения полномочий парламента в конце прошлого года инициировал председатель Госдумы Вячеслав Володин, предложивший предоставить нижней палате право полноценно участвовать в формировании правительства. Сейчас Дума лишь дает президенту согласие на назначение премьера, а на состав правительства повлиять не может.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты по-разному трактуют заявление президента о количестве сроков.
Это намек на выдвижение премьера Дмитрия Медведева в президенты в 2024 г., считает политолог Григорий Голосов: «Если Медведев станет президентом, у Путина будут оставаться достаточные рычаги, чтобы сохранять власть за собой и контролировать Медведева так же, как он это делал в прошлый медведевский [президентский] срок».
Оставаться премьером при президенте Медведеве, как это было в 2008–2012 гг., Путин вряд ли согласится – «кажется, эта работа его утомляет», - продолжает эксперт. Но в России, по его мнению, вполне возможно повторение опыта экс-президента Казахстана - Нурсултана Назарбаева: «Российская институциональная конструкция довольно гибкая. Можно сделать то же самое, что было сделано в Казахстане, т. е. дать особые полномочия Совету безопасности и поставить во главе Путина. Но это только один вариант». В том, что нынешняя степень концентрации власти позволит без труда принять решения, которые обеспечат фактическое нахождение Путина у власти, Голосов не сомневается: «Как именно это будет делаться – это вопрос важный, и, полагаю, в администрации президента уже думают, как сделать это наименее шокирующим для народа образом».
Путин впервые достаточно развернуто высказался по теме конституционных новаций и тем самым зафиксировал, что такие поправки могут являться одним из инструментов оформления сценария транзита власти в 2024 г. и в последующие годы, отмечает руководитель фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский. По его мнению, пожелание обсудить целесообразность изменений означает, что конкуренция различных проектов поправок «будет в ближайшие годы одним из важных элементов внутриэлитного диалога, баланса сил и конкуренции групп влияния». Однако кардинального изменения «институционального дизайна власти» не будет, уверен эксперт. А вот со снятием оговорки «подряд» возможны варианты, считает Бадовский: «Здесь скорее всего потребуются разъяснения Конституционного суда о том, распространяется ли такая поправка на тех лиц, кто занимал должность до этой поправки, или начисление предыдущих сроков каким-то образом «обнуляется». Иначе говоря, в случае такой поправки имеет, например, Медведев право еще на один либо на два срока или может ли сам Путин баллотироваться снова».
Изъятие слова «подряд» является скорее косметическим изменением, поскольку в этом «никаких развилок в контексте 2024 г. нет», полагает руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин: «Была гипотеза, что вместе со словом «подряд» уберут два срока, но слова Путина означают, что такого не будет». Знаковым же является то, что президент открыл шлагбаум для обсуждения изменений в Конституции, добавляет эксперт: «Появится ли еще что-то по итогам общественной дискуссии, мы увидим – это будет зависеть от участников и модераторов этой дискуссии. Путин, как опытный политик, максимально расширяет поле возможных ходов в политических шахматах».
Об изъятии оговорки «подряд» Путин говорил еще в 2012 г., но тогда эти слова ни к чему не привели, напоминает политолог Михаил Виноградов: «Поэтому и сегодня считать это большой сенсацией не стоит. Технически в случае принятия этой нормы ограничение касается только третьего срока для Медведева и совсем уже гипотетического пятого срока Путина в 2030 г.».