| 06 ноября, 2012 | | | Читать на сайте издания |
Президентские выборы, которые состоятся 6 ноября, станут 57-ми в истории США. За президентский же пост будут бороться действующий президент страны демократ Барак Обама и кандидат от Республиканской партии Митт Ромни. Интрига заключается в том, шансы обоих кандидатов почти равны.
Эксперт Фонда развития гражданского общества Максим Минаев прокомментировал «Актуальным комментариям», как повлияет исход выборов в США на внешнюю политику Вашингтона в отношении России и некоторых ключевых стран Европы и Азии.
Для России, по мнению эксперта, нет принципиальной разницы, кто будет президентом США – Обама или Ромни. «Особого влияния на содержание российско-американских отношений это иметь не будет», - сказал политолог.
Обама, по его словам, при декларировании идей «перезагрузки» и общего сближения с Россией, подкорректировал стратегию развития противоракетной обороны, что не совсем выгодно России. «И развертывание этой программы идёт открыто без учёта мнения Москвы», - отметил Минаев.
«Ромни придерживается более жёсткой риторики. Он не говорит о необходимости стабильных отношений с Россией. Наоборот, он называет её одним из оппонентов США. Но, как мне кажется, на посту президента он, скорее всего, повёл бы себя более сдержанно, чем можно судить по его участию в президентской кампании», - заметил эксперт.
Поэтому, по его словам, механизмы и содержательные элементы внешнеполитического курса Вашингтона в отношении Москвы, скорее всего, не изменятся после выборов. Минаев считает, то даже если Ромни придёт к власти, он всё равно не будет отказываться от целого ряда внешнеполитических инициатив администрации Обамы в отношении России, которые сейчас реализуются без учёта мнения Кремля.
Минаев отметил, что для Великобритании также нет принципиальной разницы между Обамой и Ромни. «С одной стороны, есть развитие отношений с администрацией Обамы, они относительно стабильны. Другое дело, что какой-то ярко выраженной повышенной динамики во взаимодействии сейчас не прослеживается. Более того, Британия оказалась далеко не в самом центре американских внешнеполитических интересов», - сказал политолог.
«Ромни формально заявил о желании нарастить контакты, выступая с традиционной идеей того, что Британия – один из ключевых союзников США. Но при этом он сделал ряд неоднозначных заявлений по поводу Лондонской олимпиады, которые были негативно восприняты британским истеблишментом. И это открыто муссировалось в СМИ», - отметил он.
Если исходить из практики, добавил эксперт, то достаточно часто получается, что лейбористам удобнее работать с республиканской администрацией. «Примером был период, когда Тони Блэр и Гордон Браун сотрудничали с администрацией Джорджа Буша. В то же время консерваторы, наверное, исходят из того, что им достаточно удобно взаимодействовать с демократами, - сказал он. - Другое дело, что сложно предугадать, как поведёт себя в будущем американский президент».
Во Франции, по мнению Минаева, при любом американском президенте США администрация Франсуа Олланда будет проводить политику дистанцирования от американского внешнеполитического курса. «Олланд уже заявил, что он не будет безоглядно следовать за Вашингтоном на международной арене и постарается вернуться к внешнеполитическим императивам, сформированным де Голлем и развитым впоследствии Жаком Шираком. И Олланд не будет менять своих взглядов на вектор активности Франции на международной арене в зависимости от смены американского президента. То есть и с Обамой, и с Ромни у него будут примерно одинаковый, сдержанный и прагматичный диалог», - пояснил Минаев.
Что касается Германии, то, по его словам, администрация Меркель заинтересована в сотрудничестве с любым президентом США. «Для Меркель США – это один из основных союзников, и изменений здесь быть не должно. Более того, в идейном отношении Ромни, может быть, более предпочтителен для Меркель, потому что он идеологически ей более близок, так как представляет консервативную платформу», - сказал эксперт.
Что касается Китая, то, отметил он, там идёт смена политического руководства. «Китайская элита научилась взаимодействовать с любой американской администрацией. В чем-то Обама был бы более интересен для Китая, потому что при нем китайская внешнеэкономическая линия активности и военно-политический курс развивались достаточно свободно. Ромни придерживается более скептического взгляда на диалог с Пекином, но нужно учитывать, что это не более чем предвыборная риторика. В случае, если он придёт к власти, ему всё равно придётся учитывать китайский фактор хотя бы потому, что китайцы являются гарантами стабильности США. Поэтому здесь тоже нельзя ждать каких-то принципиальных изменений», - констатировал Максим Минаев.
Говоря о ближневосточном векторе, эксперт заметил, что там не такие крупные игроки. «Для Израиля Обама, конечно был не самым удобным партнером. Несмотря на то, что в Тель-Авиве не очень понимают, какую политику будет вести Ромни, но они рассчитывают на смену администрации США», - отметил он.
«Если говорить об Иране, то для них любой американский президент – их оппонент. И разницы для них особой нет – будет Обама или Ромни. Каждый из них продолжит политику ограничений по отношению к Ирану», - считает Минаев.
В государствах же, где победила «арабская весна», им важнее, чтобы США как можно меньше вмешивались в их внутренние дела, добавил он.
«В этом плане для них, наверное, более устраивает Обама, так как Ромни, скорее всего будет проводить более жесткую линию на Ближнем Востоке. Новым властям Египта удобнее сохранить ту модель отношений, которая сейчас существует», - заключил политолог.