СМИ о мероприятиях

  |  11 сентября, 2019   |   Читать на сайте издания

https://xoroshiy.ru Едг-2019: запрос на смыслы и новые формы коммуникации

Как ранее отмечалось в «ИА «Повестка дня» председатель правления ФоРГО Константин Костин указал причины успеха «Единой России» в региональных выборах и новые вызовы для «партии власти». Эксперты из Екатеринбурга, участники выборов в регионах РФ, поделились своими мнениями о ходе и итогах избирательной кампании-2019.

Согласно мнениям экспертов, обсуждавших итоги кампании за Круглым столом 10 сентября в ФоРГО, успех «Единой России» на выборах в законодательные собрания регионов России был предсказуем. Тем не менее, кампания обозначила и кризисные явления, проявившиеся, как в партийной системе, так и в «партии власти» в том числе.

Об этом говорили сегодня и эксперты из Екатеринбурга, участники выборов в регионах РФ, подведя итоги избирательной кампании-2019 за круглым (точнее, овальным) столом в зале областной научной библиотеки им. В. Г. Белинского.

В недавнем докладе «Итоги ЕДГ-2019» – по результатам кампании глава ФоРГО Константин Костин акцентировал положение, что у «Единой России» есть хорошая база поддержки, но ее, тем не менее, следует расширять к выборам 2021 года, учитывая нынешний провал единороссов (пусть единичный, но показательный) в Хабаровском крае.

Уральские эксперты обменялись своими мнениями относительно прошедшей недавно кампании, в том числе в тех регионах, в которых они работали, и где могли наблюдать процесс «изнутри».

Анатолий Гагарин, директор Института системных политический исследований и гуманитарных проектов, предложил в связи с этим, сопоставить ту избирательную компанию, которая проходила в Свердловской области, с компаниями, которые проходили в соседних – Курганской и Челябинской области, а также обсудить насколько изменилось положение «Единой России» после уверенной победы ЛДПР в Хабаровском крае.

Анатолий Гагарин

Отвечая на запрос модератора, политолог Александр Белоусов отметил, что рейтинг «Единой России» снизился на 10-15% по всем регионам, даже традиционно устойчивых в политическом плане, таких как Татарстан.

Александр Белоусов: «Если сравнить власть с тканью, то эта ткань в последние годы истончается, при реформах последнего года рейтинг было невозможно удержать. С другой стороны, те, кто занимается этим, показали, что умеют работать и с такой тонкой тканью – на губернаторских выборах не было ни одного тура».

Одной из главных проблем, возникших у единороссов, – считает Белоусов, – это то, что они перестали задавать ту повестку, которая задавала тон и формат политических процессов.

Эксперт Сергей Новопашин добавил (на примере кампании в Братске, где состоялись выборы мэра и депутатов городской думы), что местные единороссы не только не задавали повестку, но перешли в режим «90-х», с подкупом избирателей, подвозами и прочими мутными технологиями. Причем, подобная практика была отмечена еще на майских праймериз, и успешно реализована ими в ЕДГ.

Директор центра «Аналитик» Андрей Мозолин обобщил тезисы коллег и высказал свои соображения, отметив несколько возможных тенденций на партийном поле.

«Тенденция первая: «Единая Россия» не всегда может быть партией власти. Вторая: когда у «Единой России» нет административного ресурса, она автоматически перестает быть партией власти. Третья: «Единой России» придется учиться работать в оппозиции. Во всяком случае, в некоторых регионах, в некоторых думах. Здесь есть несколько, на мой взгляд, интересных моментов, я полностью согласен с тем, что Александр (Александр Белоусов – ред.)сказал по поводу изменений, связанных с повесткой дня. На самом деле это проблема, которая ни этого года, ни прошлого, а последних лет десяти. Потому что привыкли жить в спокойных условиях, когда административный ресурс решал все вопросы, связанные с избирательными кампаниями, поэтому не было смысла думать о повестке дня, так как есть уже готовые бренды, нужно лишь поднять эти флаги, есть понятная система мобилизации и народ побежал... Сейчас ситуация кардинально меняется, сейчас повестка крайне неуправляема...., куда направится вектор повестки – не представляется возможным понять, потому что очень много факторов влияния, и то, что станет повесткой довольно сложно предсказуемо».

Андрей Мозолин: «Здесь возникает один из самых принципиальных моментов, когда мы говорим о повестке, о брендах, обновлении – вопрос ведь всегда в одном. Где сейчас определяется запрос на смыслы? Всем нужны интерпретации того что происходит. Мне очень нравится надпись на здании бывшего приборостроительного завода: «Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?». Сегодня партии, к сожалению, ответа на этот вопрос не дают, а то, что они дают лучше не слышать».

Максим Бердников, глава «Школы политической риторики» конкретизировал видение «хабаровского феномена», поскольку имел непосредственный опыт консультирования кандидатов от ЛДПР.

«Известный факт, что кандидаты из «Единой России» всячески избегают прямого контакта с избирателями. Соответственно команда губернатора Сергея Фургала (члена ЛДПР – ред.) приняла решение, что надо двигаться «в народ», идти к людям, активно организовывать живое общение прямо на переднем крае. Но нужно понимать, что из восьмидесяти с лишним кандидатов, реальный политический опыт имеют процентов двадцать, в основном одни бизнесмены, общественники, благотворители. И стояла задача сделать из этих людей профессиональных кандидатов. Собственно говоря, одна из серьезных задач этой компании и была подготовка и обучение кандидатов».

«...Один момент мне очень понравился, и я предполагаю что идея эта принадлежит самому Владимиру Вольфовичу Жириновскому. В Хабаровский край был организован буквально депутатский десант всех уровней. Пятнадцать депутатов из Государственной думы и так далее. На каждой дворовой встрече (а у каждого кандидата их действительно были сотни), люди с территории не вылезали, на встречах тут же присутствовали федеральные депутаты, областные, городские. Благодаря этому каждый избиратель чувствовал, что избираемый не просто какая-то единица, не просто какой-то кандидат, с которого мало что можно в последствии спросить, а они увидели, что за ними стоит ЛДПР, что вся партия гарантирует все то, что обещает этот кандидат будет сделано. Ну и – итог вы видите!» – резюмировал Максим Бердников

Один из наиболее жестких комментариев в отношении образа «Единой России» в минувшей кампании дал председатель Общественной палаты Екатеринбурга Александр Косинцев, заявив, что «выборы были, кампании не было». Он подчеркнул, что оппозиция практически полностью отошла от активной борьбы, а кандидаты от «Единой России» находились в расслабленном состоянии, потому что не с кем было конкурировать.

Александр Косинцев, который имел немалый опыт работы в «Единой России», уверен, что ей следует задуматься о системном ребрендинге, начиная с кадрового вопроса и заканчивая идеологическими, структурными и организационными – если ребрендинг будет косметическим, ситуация для нее будет только усугубляться.

Однако категоричность бывшего главы свердловского исполком «ЕР» попытался смягчить политолог Руслан Мухаметов из УрФУ, который заметил, что «Единой России» прочат политическую смерть с 2012 года – тогда ставку делали на ОНФ, но пик славы и влияния этой организации, судя по всему, прошел, тем не менее «Единая Россия» живет и побеждает.

Руслан Мухаметов

Отдельная тема, которую затронули в обсуждении практически все выступающие – это отсутствие желания и навыков кандидатов и чиновников от «Единой России работать в социальных сетях. В частности, эту тему акцентировал директор центра «Аналитик» Андрей Мозолин, и поддержал медиаменеджер Илья Зенов, вернувшийся из Челябинска, где занимался, в том числе, выстраиванием работы с соцсетями Алексея Текслера. Он, в частности, подтвердил, что Instagram сократил дистанцию между челябинцами и первым лицом региона.

«Более того, легендарные «развороты Текслера» тоже «росли» отсюда – врио губернатора из соцсетей узнавал о проблемных местах и ехал туда. Курьезность ситуации оказалась в том, что чиновники аппарата только через три месяца догадались читать комментарии, чтобы предположить, куда в следующий раз может свернуть их шеф. Позже он завел аккаунты в других соцсетях, которые использовались по-разному. Например, программные статьи Текслер публиковал конкретно в «Вконтакте» – несмотря на общее число подписчиков около 20 тыс. статьи собирали по 30-40 тыс. просмотров» – отметил Илья Зенов.

Подводя итоги обсуждения, модератор круглого стола Анатолий Гагарин констатировал, что, кроме всего изложенного экспертами, «кампании должны вести профессионалы» на каждом из звеньев: «Когда начинается самодеятельность, тогда начинаются проблемы, только системная работа позволяет добиться необходимого результата».

Эксперты в целом, по итогам встречи, отметили насущность запроса общественности на обновление кадров и необходимость введения в практику сетевых (цифровых) форм диалога кандидата со своими избирателями, сохраняя при этом и традиционные «встречи во дворах». В целом резюме уральских коллег по цеху согласуется с выводами экспертов Круглого стола «Итоги ЕДГ-2019» 10 сентября в Москве, отметивших актуальность «запроса на изменения».

Главное же, на чем сошлись эксперты – это необходимость поиска новых смыслов и воплощения их в практической работе. Тем более, именно практика и показывает, что кандидат, реально занимающийся решением проблем населения во время предвыборной кампании, имеет не только больше шансов, но и прав на победу.

Подготовил Илья Макридин

Фото: Борис Ярков