СМИ о мероприятиях

  |  11 сентября, 2019   |   Читать на сайте издания

http://regions.ru Электронное голосование не спасет, если люди потеряли интерес к выборам. Мнение парламентариев

Председатель правления Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин считает, что для увеличения явки на будущих выборах необходимо совершенствовать технологию дистанционного электронного голосования, которая работала в качестве эксперимента на выборах в Мосгордуму 8 сентября.

«Современные люди все меньше считают, что они должны жертвовать своим выходным для выполнения своего гражданского долга. Если мы говорим о том, что цифры явки должны расти для большей легитимности, для большего баланса интересов по итогам голосования, то движение в этом направлении (развития системы электронного голосования – прим. ТАСС) неизбежно», – сказал Костин во вторник в ходе круглого стола, посвященного итогам выборов 8 сентября.

Он отметил, что «явка в ходе электронного голосования в столице составила 90%, а явка на обычных участках – 22%».

«Вот эта разница между участками в активности избирателей является очень серьезным доводом в пользу дальнейшего развития этой технологии [электронного голосования]. Это также не отменяет и другие способы. Центризбиркому здесь есть над чем подумать, может, какие-то новые идеи опробовать уже на следующих региональных выборах, чтобы успеть внести изменения по голосованию на выборах в Госдуму в 2021 году», – приводит слова Костина ТАСС.

Выборы в Мосгордуму состоялись в единый день голосования в 45 одномандатных округах, в трех из них была предоставлена экспериментальная возможность электронного голосования. Эксперимент по онлайн-выборам прошел в избирательных округах №1 (Зеленоград), №10 (Бибирево, Лианозово, Северный) и №30 (Чертаново Центральное и Южное). Чтобы проголосовать онлайн, необходимо было подать заявление через личный кабинет на портале мэра Москвы с 24 июля по 4 сентября включительно. Специальный штаб, который контролировал проведение электронного голосования на выборах в Мосгордуму 8 сентября, был создан внутри Общественного штаба по контролю и наблюдению за выборами в столичный парламент. Всего к выборам депутатов Мосгордумы было организовано более 3,6 тыс. избирательных участков.

Как Вы относитесь к технологии дистанционного электронного голосования? Способствует ли она повышению явки? Нужно ли распространять эту технологию за рамки эксперимента на выборах в Москве? – с такими вопросами Regions.ru обратилось к парламентариям.

Валерий Гартунг

Первый зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция «Справедливая Россия»

11.09.2019 12:25

Считаю, что такая технология проведения голосования для наших выборов вторична. И что значит избиратели не хотят жертвовать своим выходным? Разве дойти или доехать до своего избирательного участка, а потом вернуться – это что-то сверхсложное? Ну, максимум минут 40 вы на это потратите.

Я не возражаю против развития каких-то прогрессивных моделей. Конечно, потратить на участие в голосовании 4 минуты – лучше, чем потратить 40 минут, согласен. Но вначале нужно, чтобы у людей появилось само желание голосовать. А вот его-то у большинства наших граждан и нет!

Помню, когда предстояло голосование по выборам первого российского президента, на которых победил Борис Ельцин, моя супруга, будучи тогда за границей, отправилась на машине с двумя маленькими детьми за 600 км в российское посольство, чтобы проголосовать. Она не являлась никаким политическим деятелем, просто она хотела выразить свою гражданскую позицию. А сейчас нам рассказывают, что человеку трудно за полчаса, или чуть больше, добраться до избирательного участка!

Одним словом, было бы желание ходить на выборы. Вот в чем вопрос, вот что важно! Необходимо, чтобы у людей был выбор, и они видели, что кандидатам, представляющим их интересы, не создается никаких искусственных преград в виде муниципального фильтра или сбора подписей, которые потом какими-то экспертами по надуманным причинам признаются недействительными. Поэтому сначала нужно обеспечить людям право свободного выбора, а потом уже думать о том, как сделать процедуру голосования для них более удобной и комфортной. Это тоже важно, но вторично.

Николай Харитонов

Председатель Комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. Фракция КПРФ

11.09.2019 12:25

Надо вначале разобраться, и ответить себе на вопрос: почему люди перестали ходить на выборы? Я помню и начало 90-х, и советские годы, когда я избирался в сельские, районные, областные советы, в депутаты РСФСР. Отношение к выборам тогда было совсем другим.

А сегодня весь вопрос заключается в том, почему люди потеряли интерес к выборам. И если мы на него не ответим честно, вслух, и не сделаем так, чтобы люди почувствовали какие-то перемены в избирательных процессах, все будет оставаться как есть. Почему даже в таком легендарном городе как Ленинград получается такая низкая явка, почему люди неохотно идут там на выборы, чтобы решать дальнейшую судьбу своего героического города? Потому что они понимают сложившуюся практику: одних регистрируют, других не хотят регистрировать, третьих доводят до того, что они снимаются с выборов, как Бортко, и т.д. То есть люди видят, что происходит что-то не то в нашей политической системе.

Также надо поднять вопрос о том, а почему мы отменили минимальный порог явки, почему убрали из бюллетеней графу «против всех», почему назначили единый день голосования в такое неудобное для большинства избирателей время, и почему мы без конца меняем правила игры, постоянно внося поправки в избирательные законы. Все это только опошляет институт выборов, делает его абсолютно непривлекательным для избирателей. Я помню, как в советские времена люди шли на выборы всех уровней как на праздник: с гармошками, баянами, с песнями, а зимой иногда ехали на избирательные участки и на тройках наряженных. И все кандидатуры, в числе которых была когда-то и моя кандидатура, обсуждались в трудовых коллективах, и только потом выносилось решение, достоин тот или иной человек выдвигаться на выборы, или нет.

А процедура электронного голосования на выборы точно привлекать не будет. Люди ведь понимают, что при такой процедуре при желании можно узнать, кто и как голосовал. Люди же не глупые! Тем более, что сегодня по «закону Яровой» разговор любого человека может храниться полгода. Вот они и понимают, что при желании можно все вычислить, а потом спросить, почему ты голосовал так, а не эдак.

Поэтому надо задуматься, отчего у нас на самом деле сегодня такая низкая явка. К примеру, в моем родном Новосибирске явка составила всего лишь 16,8%. Разве это нормально, что даже в таких мощных городах явка не дотягивает и до 20%? Вот о чем нужно беспокоиться! О том, почему люди не хотят идти голосовать, и почему раньше, когда не было никаких КОИБов, когда все проводилось и подсчитывалось вручную, явка была в разы выше, чем сейчас, и палкой людей на выборы никто не гнал.