СМИ о мероприятиях

  |  10 сентября, 2019   |   Читать на сайте издания

Новости Валерия Федорова. Итоги выборов

Набросал тут тезисы к выступлению на круглом столе ФОРГО, посвященном итогам выборов 8 сентября:

1. Важно не кто победил, а что хотели сказать люди своим голосованием (или неголосованием).

2. Главный актуальный общественный запрос – запрос на перемены. Стабильность вторична, так как после пяти лет снижения доходов населения и в свете ничтожных перспектив роста в ближайшие годы она воспринимается преимущественно как «негативная стабильность».

3. Главное, что должно быть изменено: низкие доходы, дефицит высокооплачиваемых и качественных рабочих мест, недоступность качественной медицины.

4. Запросы к власти: защита населения, открытость, прямая коммуникация, честность, справедливость. Запрос на плюрализм, разнообразие, демократизм и т.д. – за пределами ЦАО и ЮЗАО пока не просматривается.

5. «Вау-эффект» и «азиатские» уровни голосования за победителя достигаются там, где побеждает политик, символизирующий перемены и хотя бы частично совпадающий с идеальным образом. Проигрывает политик, символизирующий «негативную стабильность».

6. Проблемные ситуации складываются в территориях, где политик нечетко позиционирован между «старым» и «новым», а его соответствие актуальному общественному запросу ставится под сомнение.

7. Протесты в Москве подтвердили растущий общественный запрос на новизну, перемены, а также на разнообразие и на свободу выбора между различными альтернативами. «Допускай!» – самый популярный лозунг сезона, игнорировать его – опасно в Москве уже сегодня, а завтра может стать опасно и в провинции.

8. Сохраняются значительные региональные различия, среди которых назовем «дальневосточный синдром» (недоверие жителей ДВ властям как расплата за тяжелую жизнь на фоне рапортов об успехах развития макрорегиона), «эффект нацреспублик» (повышенный авторитет «партии власти» в национальных республиках) и «столичная оппозиционность» (наивысшая концентрация протестного электората в Москве и Санкт-Петербурге).

9. Партийные бренды остаются важными для людей, хотя партии до сих пор и не представляют собой субъектов реальной политики. Выбирая их, люди сигнализируют власти о своих проблемах, настроениях и эмоциях. Отсутствие партийных брендов на выборах дезориентирует людей, делает их выбор во многом случайным.

10. Новые острые проблемы, оказавшиеся в центре повестки дня (экологическая тема и др.) пока не трансформировались в запрос на новые партийные бренды. Более вероятна аппроприация этих и других тем существующими брендами.

Информационный канал «НеДавыдов».