Салин: «Власть подменяет понятие «легитимность выборов» понятием «легитимность голосования»
Внимание в Единый день голосования прежде всего было приковано к выборам депутатов в Мосгордуму и губернатора Санкт-Петербурга, однако интрига, судя по всему, сохранится до самого утра.
В Москве и Санкт-Петербурге интрига, скорее всего, будет продолжаться до утра. Например, Фонд развития гражданского общества отказался публиковать данные экзитполов. В фонде это объяснили высоким процентом отказов от ответов на выходе с участков. По некоторым округам процент отказов превысил 70%.
«Публикация настолько невзвешенных и противоречивых данных была бы поступком непрофессиональным», — заявили в фонде. Однако глава этой структуры Константин Костин сделал определенные выводы по показателю явки.
Константин Костин, глава Фонда развития гражданского общества: «Явка на московские выборы будет находиться в пределах 22%. Это, в общем-то, достаточно стандартный показатель. А многие эксперты говорили о том, что акции протеста, плотный информационный поток повлияют на явку — она непременно повысится на 10%. Собственно, на это рассчитывал Навальный, когда запускал «Умное голосование», что появятся новые избиратели, если их правильно направить, можно существенно повлиять на результат. Но сейчас, когда мы смотрим на имеющиеся уже показатели явки, на ее динамику, мы понимаем, что она будет на обычных для Москвы уровнях, обычных для выборов в московский парламент».
О явке в Москве, Петербурге и других регионах, а также о том, какие выводы предстоит сделать из этого Единого дня голосования, рассуждает директор Центра политологических исследований Финансового Университета Павел Салин.
— Основная интрига московских выборов, здесь — конечно, помимо результата — сыграла ли свою роль какая-то стратегия вроде «Умного голосования» Навального, или какая-то еще? Здесь еще интрига заключается в том, с прицелом на выборы 2021 года и возможное реформирование российской избирательной системы: а как будут отличаться показатели на участках, где было электронное голосование, от показателей на участках, где было обычное голосование. Судя по первой информации, на участках, где было электронное голосование, явка рекордная 87-89%. Ну тогда возникает серьезный вопрос, за счет чего достигнута такая явка и насколько власть будет масштабировать этот опыт. Это во-первых. А во-вторых, насколько результат на участках электронного голосования в пользу кандидатов от власти или от оппозиции будет отличаться от среднего результата по городу.
— Если, говорим о результатах по стране, как бы вы оценили явку в тех местах, где доступны данные?
— Вызывает вопрос явка по Петербургу, да, но, это судя по всему действия власти. Ставка на «сушку» электората, которую она сделала в последнюю неделю, принесла свой результат. По другим регионам, где данные доступны, ну, в принципе, явка нормальная, ее нельзя назвать аномально высокой, за исключением некоторых регионов небольших, или аномально низкой, там, она, по большому счету, соответствует, по крайней мере, по первым данным, средним показателям. С поправкой на то, что последние годы в ряде регионов явка повысилась — взять тот же Хабаровский край. Если брать результаты с Дальнего Востока, которые уже более-менее известны, начинают поступать, то, пока не подтвердились опасения о том, что Дальний Восток станет зоной протестного голосования. Есть феномен победы ЛДПР в Хабаровском крае, там, пока, вроде как и по партийным спискам ЛДПР с большим отрывом побеждает. И на довыборах в Госдуму кандидат от ЛДПР с большим отрывом побеждает двух медийных представителей московской тусовки. Но в других регионах — Сахалинская область, Забайкальский край — где вроде ожидалось, что могут возникнуть проблемы, вроде бы пока они не просматриваются. Что касается традиционных выборов и вбросов, то власть ограничивает эту практику уже давно. Дело в том, что еще несколько лет назад, год назад точно, скорее всего раньше, власть взяла курс не на легитимность выборов, не на общую легитимность выборов, которую невозможно достичь без конкуренции, а на легитимность голосования. Она в смысловом пространстве подменяет понятие «легитимность выборов», понятием «легитимность голосования». То есть ставка делается на то, чтобы именно в день голосования — после административной зачистки поля, после недопуска кандидатов — в день голосования явных нарушений не наблюдалось.
В Общественной палате заявили, что фиксировали признаки вмешательства в российские выборы со стороны Google и Facebook. Член палаты Александр Малькевич заявил, что при попытке найти в Google информацию по словосочетанию «выборы в Мосгордуму» — перед ссылками на сайт Мосгоризбиркома появлялась реклама системы «умного голосования», продвигаемой Навальным.