Блеск и нищета политического перформанса
Субботний протестный митинг в Москве, который несомненно поставил рекорд по численности для этого времени года, не будет иметь никаких политических последствий. Ну просто от слова совсем. По двум простым причинам: цветные технологии в конце десятых перестают быть эффективными, а, во-вторых, потому что политический акционизм так же как и политический перформанс в силу аморфности формы и содержания не способны на реальное политическое действие. Да и глупо (бесчеловечно, некультурно) требовать от таких возвышенных вещей как порыв, вдохновение, а уж тем более стремление покачаться на волнах поднявшегося хайпа, таких банальных и рутинных вещей как практический результат.
Теперь подробнее об основных причинах, почему этот протест слит, ещё до того как начался.
Конечно, его организаторы, и те, кто на виду и те, кто стоят за кулисами - безнадежные романтики цветных революций, которые искренне верят, что стоит выйти большому количеству людей, постоять вместе и «кровавая тирания» падет. В пользу этого довода говорит тот факт, что огромные усилия были брошены на мобилизацию и привлечение лидеров мнений. И вполне олдскульный дискурс (право на восстание, за нашу и вашу свободу) и надрывно-драматические интонации сочувствующих СМИ. Ну и конечно же обязательные столкновения с полицией. Организаторы были молоды и прекрасны в те далёкие годы, когда нбпэшники захватывали правительственные здания, а антифа перекрывали дороги. И это будоражило кровь, было свежо и опасно. С тех пор прошло двадцать лет.
Мне уже доводилось писать, что современные гибридные режимы (демократия плюс мягкий авторитаризм) отлично справляются с таким типом действий, поскольку они переводят всю историю в понятный сценарий с хорошо отработанным алгоритмом реагирования. Конечно, репрессивным. И, главное, одобряемым большинством населения. Приведу лишь один пример, Эрдоган легко справился с митингами, попыткой военного переворота, но оказался совершенно не готов к протестному голосованию на выборах мэра Стамбула. В этом смысле «Алексей – главный борец с коррупцией», который заявляет: «у нас есть только улица , всего остального власть не боится» - выглядит как идиот или полезный идиот, который помогает перевести историю в понятный сценарий с репрессивным реагированием.
Теперь про отсутствие политических перспектив новейших протестов в Москве. Как уже было сказано, аморфность формы и отсутствие внятных политических требований лишает эту историю надежды на малейший результат. Вроде бы все есть - митинги с большим числом участников, лидеры мнений, песни, красивые лица, чистые взгляды - практически все, кроме ответа на простой вопрос -что конкретно делать завтра и вообще зачем вышли. За допуск пяти кандидатов на выборы в МГД - как-то мелковато, за отставку Собянина – глупо - за него год назад проголосовали более 1 500 000 человек, за освобождение задержанных на предыдущих митингах -прекрасно, но помощь адвоката уместнее. Остальные ответы - позвал любимый блоггер, рэппер или телеведущий, за свободу и справедливость - в целом прекрасны в своей наивности и оторванности от реальности.
Это вообще удивительная типологическая черта современного политического акционизма. Многотысячные акции, миллионные блоги, симпатии СМИ, прекрасные социологические данные и… нулевые результаты на выборах. Движение за демократию не помешало победе Трампа, желтые жилеты во Франции, полгода выводившие многотысячные митинги получило унизительные 0,54% на выборах в Европарламент, протесты в Москве, если верить данным Левада-Центра, мало влияют на политические предпочтения горожан: 80% москвичей отмечают, что не изменяли своего решения, за кого голосовать за последнее время.
Эти цифры в том числе подтверждают, что протесты не имеют никакого отношения к политическому представительству москвичей в городской думе. И к реальной борьбе за власть и перемены. У этого протеста другие цели.
Константин Костин, председатель Правления Фонда развития гражданского общества