| 11 июля, 2019 | | | Читать на сайте издания |
Основным риском избирательных кампаний губернаторов и региональных парламентов является социальное самочувствие. Такое мнение высказал руководитель Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин на круглом столе «Итоги первого этапа избирательной кампании – 2019», состоявшемся в Москве.
Среди причин, влияющих на результаты голосования, Константин Костин отметил фактор социального самочувствия, обусловленный прежде всего благосостоянием жителей регионов, а также чрезвычайные ситуации или другие события негативной повестки дня, которые существенно влияют как на партийные рейтинги, так и на мотивацию избирателей.
Комментируя уровень социального самочувствия в Крыму и Севастополе, руководитель крымского отделения ФоРГО Наталья Киселева подчеркнула, что этот показатель измеряется либо в ходе массовых опросов населения, либо оценивается с учетом статистических показателей.
Так, например, в недавнем исследовании РИА, основанном на данных Росстата, представлен рейтинг российских регионов за 2018 год по доходам населения. В качестве основного показателя, по которому ранжировались регионы России, эксперты выбрали отношение медианных среднедушевых месячных доходов населения региона к стоимости фиксированного набора товаров и услуг (медиана – уровень, при котором ровно половина населения имеет доходы выше него, а 50% – ниже) к стоимости фиксированного набора товаров и услуг в каждом конкретном субъекте РФ.
В качестве дополнительных показателей в этом рейтинге представлены доля населения за чертой бедности и доля населения за чертой крайней бедности. К категории населения, находящегося за чертой бедности, относятся люди, имеющие доходы ниже регионального прожиточного минимума, а уровень крайней бедности – доходы менее половины этого минимума.
Сравнивая положение Крыма и Севастополя в этом рейтинге, мы видим, что город федерального значения занимает 15 позицию, а Республика Крым – 76-ю среди 85-ти субъектов Российской Федерации. Среди регионов Южного федерального округа по данному показателю – отношению медианных среднедушевых месячных доходов населения региона к стоимости фиксированного набора товаров и услуг – в лидерах находится Севастополь, а аутсайдерах – Калмыкия. Крым занимает предпоследнее место (см. таблицу).
Доля населения за чертой бедности в Севастополе составляет 12,9%, а в Крыму – 17,2%. По этому показателю РК входит в 20 регионов с удельным весом населения от 17% и более, находящегося за чертой бедности.
По данному параметру среди регионов Южного федерального округа печальное лидерство – у Калмыкии, за которым следует Крым. В Севастополе и Краснодарском крае показатели удельного веса населения за чертой бедности ниже, чем у других регионов ЮФО (см. таблицу).
Показатели доли населения с уровнем крайней бедности в Севастополе – 1,4%, в Крыму – 2,3%. Среди регионов Южного федерального округа максимальное значение данного параметра в Калмыкии, за которой следует Крым. А в Севастополе наименьший показатель удельного веса населения за чертой крайней бедности среди всех регионов ЮФО (см. таблицу).
Руководитель крымского филиала Фонда развития гражданского общества Наталья Киселева, представляя данные рейтинга, отмечает, что социальное самочувствие не сводится к материальному положению, напоминая известные выражения: «богатые тоже плачут» и «с милым рай и в шалаше».
В отечественной социологии многие ученые занимаются содержанием этого понятия, которое зависит не только от благосостояния человека, но и других компонентов, например, здоровья, социального статуса, образования, самооценки, семейных отношений и многих других составляющих.