| 11 июля, 2019 | | | Читать на сайте издания |
Несмотря на недовольство в народе, партия власти останется на коне.
«Единой России» вероятнее всего удастся сохранить за собой большинство мест в парламенте Республики Крым по итогам осенних выборов – к такому выводу пришли эксперты-политологи в рамках круглого стола в Фонде развития гражданского общества.
Политическая ситуация в Республике Крым накануне осенних выборов в парламент и муниципалитеты довольно предсказуема (в отличие от соседнего Севастополя – прим.): регион эксперты отнесли к девяти субъектам, в которых партия власти сможет подтвердить и, возможно, даже укрепить свои позиции.
И это притом, что рейтинги правящей партии в республике упали ниже плинтуса, эффект «Русской весны», до сих пор эксплуатирующийся крымским отделением «Единой России», себя исчерпал, а пенсионная реформа 2018 года окончательно подкосила терпение народа.
Причина простая, уверены эксперты ФоРГО: мало не хотеть голосовать за партию власти, надо еще найти ей достойную замену из «проходных» партий, обладающих достаточным потенциалом для того, чтобы побороться за места в законодательной власти республики. Однако пока что основные «условные оппоненты» «Единой России» работают в режиме тишины и практически не борются за тот «ситуативный электорат», который при сложившихся обстоятельствах мог бы стать их пропускным билетом в парламент Крыма.
Почему, несмотря на все накопившееся недовольство, крымчане не увидят кардинальных перемен в новом составе парламента, ForPost объяснила крымский политолог, руководитель Крымского филиала ФоРГО Наталья Киселева.
Зачем голосовать, если...
В окончании этого риторического вопроса возможны самые разные вариации: если уже все решили за нас, если это все равно ничего не изменит и так далее. Все они, в целом, результат того, что в Крыму у «Единой России» фактически нет достойных соперников, поясняет Наталья Киселева.
«В Крыму не складывается конкурентная ситуация, поэтому, как я предполагаю, многие избиратели просто не придут голосовать, – спрогнозировала крымский эксперт. – Если бы в бюллетене была графа «против всех», то эффект протестного голосования был бы выше, в том числе из-за пенсионной реформы. А так как в бюллетене этой строки нет, то, скорее всего, если не произойдет каких-то чрезвычайных ситуаций или совершенно уж провальных политтехнологических приемов, этот электорат просто останется дома и не пойдет голосовать. И это скажется на явке».
Зато при низкой явке совершенно по-другому будет смотреться базовый электорат партии власти, который на данный момент в Крыму, как и в целом по стране, составляет не менее 30%.
Возможно, ситуация изменится, если ближе к активной фазе предвыборной кампании «раскачаются» альтернативные силы, на которые пока надеяться не приходится, или тот процент избирателей, которые определятся со своим выбором в последний момент.
«Есть такое понятие – эффект электорального отчуждения. Он проявляется у людей, которые однозначно не являются сторонниками партии власти, поэтому вообще отказываются отвечать на вопросы социологов. По сути, это тот же самый критический, протестный электорат, поведение которого невозможно предугадать, – пояснила Киселева. – Если суммировать таких респондентов с теми, кто пока не определился в своих партийных предпочтениях, то на данный момент от 35% до 50% избирателей не готовы сказать, как именно они будут голосовать. Эти цифры меняются в зависимости от того, в городском округе проводится срез мнений или в сельском».
Как себя чувствуешь, товарищ избиратель?
Важным фактором, который влияет на результаты выборов в регионах, является так называемое «социальное самочувствие» избирателя. Оно, по мнению руководителя Фонда развития гражданского общества Константина Костина, обуславливается прежде всего благосостоянием жителей региона либо какими-то чрезвычайными ситуациями или другой негативной повесткой дня.
«Если бы выборы состоялись в Крыму в прошлом году, то чрезвычайная ситуация в Армянске (испарения кислотонакопителя завода «Титан», приведшие республику к режиму ЧС – прим.) значительно повлияла бы на результаты голосования», – привела в качестве примера Наталья Киселева.
Однако с начала года серьезных проблем в крымской повестке, к счастью, не наблюдается. Поэтому пока что электорат переживает за другие факторы социального самочувствия – например, уровень доходов.
«В одном из последних рейтингов по соотношению доходов и расходов Крым попал в десятку регионов с самыми низкими показателями. Это не самая лучшая подоплека для выборов, – признала крымский эксперт.
С другой стороны, низкие зарплаты и высокие цены – неприятность, но не такая, от которой бы зависели жизнь и смерть простого человека. А именно угроза серьезной опасности может сплотить население и побудить его к каким-то решительным действиям. Для Крыма хватило подобных испытаний и в его украинскую бытность, поэтому вряд ли крымчане выйдут на открытый протест, если по итогам выборов «Единая Россия» снова встанет у руля.
«Крымчанам слишком часто приходилось проявлять пассионарность в постсоветский период. Это было и в 1991 году, когда прошел общекрымский референдум, и в период первого и второго майданов, и тем более в 2014 году. 4 раза за 23 года – это очень много, человек не может жить в постоянном проявлении политической активности, – считает Киселева. – Понятно, что серьезной угрозы, как это было в приведенных примерах, от местных представителей партии власти крымчане не видят. Поэтому в ближайшее время к каким-то серьезным последствиям в виде социальных взрывов ее победа на предстоящих выборах не приведет, если говорить о краткосрочной перспективе».
Напомним, в конце июня полпред президента РФ в Южном федеральном округе Владимир Устинов поручил силовым структурам досконально проверить всех кандидатов в депутаты перед выборами, которые осенью пройдут сразу в нескольких регионах ЮФО, на предмет коррупции и кумовства. Он подчеркнул, что от скрупулезности и эффективности этой проверки «напрямую зависит доверие граждан к избирательному процессу».
Наталия Назарук