Видеосюжеты

  |  21 мая, 2019   |   Читать на сайте издания

Программа "Стратегия"

Зеленский распустил Раду и назначил выборы в парламент на 21 июля.
 
Гость Анны Шафран – председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин.
 
КОСТИН: С одной стороны, это было со вчерашнего дня ожидаемо, потому что чаша весов, вы правильно сказали, уже начала склоняться. Если до этого, все-таки, там некоторые олигархи как раз хотели сопротивляться, и, соответственно, их политическая обслуга тоже, в общем, собиралась делать то же самое, то здесь как бы колебания были, скажем так, у внешних управляющих, у так называемого коллективного Запада; вот там, видимо, весы склонились. Изначально говорили, что «зачем, какая разница – два месяца плюс, два месяца минус» – ну, там же и так в октябре должны были выборы пройти. Так что здесь эти чудеса исключительно, знаете – эксцессы внешнего управления. Потому что олигархи многие, я думаю, посопротивлялись бы, потому что им выгодно ограничивать каким-то образом власть Зеленского, популярность Зеленского. Олигархам на Украине такой популярный президент, по большому счету, не нужен.
 
ШАФРАН: Ну, как же, а товарищ Коломойский – разве в его интересах иметь прежнюю Раду?
 
КОСТИН: Ну, сколько примеров мы знаем, когда некие олигархи считали, что они кого-то привели к власти, а потом это для них очень печально заканчивалось. Причем для тех, кто считал, что он ближе всех, это печальнее всего и заканчивалось.
 
ШАФРАН: Ну, так, надо думать, что Коломойский в эту систему встроен. Большую, я имею в виду, большую игру.
 
КОСТИН: А внешние игроки его не очень любят. Они, вообще, кстати, украинских олигархов не очень любят, они с ними мирятся. И в этом смысле для них как раз появление Зеленского – это, вполне возможно, появление некоего такого лидера, через которого они будут в том числе с олигархами украинскими разбираться. Другое дело, что для народа Украины это – не очень хорошо, и для России это – не очень хорошо, но украинскую политическую ситуацию это оживит очень сильно. Потому что даже уже сейчас среди тех, кто в штабе Зеленского работает, среди тех, кто, возможно... Посмотрим, кто войдет в его команду, в администрацию кого он предложит, другие должности. Там очень много уже, так сказать, граждан, которые сотрудничают с различными иностранными think tanks, имеют плотные связи с лоббистскими группами, с финансово-промышленными группами на Западе. Знаете, до этого вся украинская политика строилась на том, что украинские олигархи обещали коллективному Западу делать все, что надо, но делали все, что хотели. А коллективный Запад попадал в очень неудобную ситуацию, говорил: «Ну, как же? Мы боремся с коррупцией, а коррупция процветает».
 
ШАФРАН: Это как с анекдотом про «АвтоВАЗ»: просто место – проклятое.
 
КОСТИН: Да, «место проклятое». А тут у них впервые появился лидер, у которого очень высокая поддержка, и при помощи этого лидера они могут попытаться этими олигархами... Они, по сути, прекратили сопротивление, потому что они понимают, что сопротивляться этому решению – они бы потеряли своей политической клиентелы гораздо больше. И Порошенко, и Тимошенко – они все понимают, что если они бы вдруг стали упорствовать в том, что не надо распускать... Там же можно было устроить а-ля политический кризис, это бы еще больше вырастило рейтинг Зеленского и совершенно...
 
ШАФРАН: Уронило бы их рейтинги.
 
КОСТИН: Рухнули бы еще больше. То есть уже, казалось бы, некуда, но рухнули бы еще больше.
 
Полностью слушайте в аудиоверсии.